АПТЕКАРЬ КОТОРЫЙ СОЗДАЛ COCA-COLA
Джон Пембертон - аптекарь, химик, кавалерист и масон. Пембертон закончив медицинский университет стал участником гражданской войны в Америке на стороне Южных штатов. Получив саблей в грудь на одном из сражений он мучался от болей до конца жизни, а эффективным лекарством в то время был только морфий. Морфий - это сильный наркотик вызывающий тяжелейшую зависимость, выходит что создатель Coca-Cola был героиновым наркоманом. Рецепт он придумал во время одного из своих экспериментов, он часто их проводил у себя в аптеке смешивая разные вещества в поисках лекарства от боли. Возможно он так и смешивал всю жизнь разные лекарства, пока не попробовал одно французское вино. Когда Пембертон его попробовал, он почувствовал бодрость, прилив сил и улучшение настроения, это именно то что он искал, оставалось узнать рецепт. Рецепт был довольно прост, нужно было взять обычное красное вино и добавить в него щепотку кокаина.
Пембертон решил создать Американскую версию этого напитка, ведь Французское вино было довольно дорогим. Он взял одно из самых дешевых вин, добавил туда не только кокаин, но и кофеин. Получилась ядерная смесь. Этот напиток также снимал боль и придавал энергии. Пембертон в своей аптеке начал предлагать это ветеранам и больным неврастенией. Но через год ввели сухой закон и аптекарю пришлось изобретать безалкогольную версию напитка. После нескольких месяцев проб и ошибок он смешал газированную воду со своим сиропом и получился прекрасный напиток. Он ему так понравился, что Пембертон решил его продавать как прохладительный напиток, конечно же с целебными свойствами. Так и появилась первая версия Coca-Cola, кстати такое название придумал не сам Пембертон, а его бухгалтер, который в будущем нарисовал также логотип, который дошел до наших дней. К сожалению Пембертон вскоре заболел раком и отошел от дел, продав рецепт бизнесмену Эйсу Кэндлеру, за две тысячи долларов.
ГЛАВНЫЙ КОНКУРЕНТ
Чтобы продолжить историю Coca-Cola нужно рассказать историю ее главного конкурента - Pepsi-Cola.
Pepsi придумал тоже аптекарь, Калеб Брэдхем. Pepsi появилась на свет спустя двенадцать лет после Coca-Cola и если Пембертон рекламировал свой напиток как тонизирующее лекарство, то Брэдхем рекомендовал Pepsi как лекарство от диспепсии, то есть как средство от расстройства пищеварения. Пока Cоca-Cola страдала от необходимости менять свой рецепт каждый пару лет, Pepsi тихонько развивалась как маленький стартап. Но вскоре случилась первая мировая война, которая чуть не похоронила Pepsi, ведь основным ингредиентом был сахар, а так как сахар был очень дорогим и резервов у Pepsi не хватало, в отличии от ее конкурента, то Pepsi все же обанкротилась в 1923 году, а ее автор продал оригинальный рецепт крупному холдингу и вернулся к управлению маленькой аптекой. Но и у нового владельца дела не пошли и через восемь лет Pepsi обанкротилась второй раз, а о конкуренции с Coca-Cola и речи не шло. Но случилось чудо. В 1931 году в США был популярный кондитерский концерн LOFT'S и у этого концерна было много собственных магазинов в которых стояло много автоматов с газировкой, которой являлась Coca-Cola, а еще у этого концерна был президент Чарльз Гуд, который очень старательно пытался выбить скидку у Coca-Cola, но безуспешно. Тогда Гуд решил поступить иначе, он нашел никому не нужный бренд, купил его за гроши и сам стал поставщиком собственной кампании, умно. Правда уже через четыре года Гуда обвинят в предательстве интересов LOFT ради развития собственного бизнеса, и выгонят его из кампании, правда к этому моменту Pepsi станет газировкой номер два в Америке. Но у Гуда не сразу получилось такого достичь, в один момент он в отчаянии хотел продать Pepsi кампании Coca-Cola, но там его слушать не стали. Но как же Pepsi смогла добиться успеха, все просто, Pepsi решили продавать газировку по той же цене что и Coca-Cola, но в два раза больше объемом. Неужели Coca-Cola просто не задемпинговала цены, оказалось, что хитрые маркетологи Pepsi и это предусмотрели. В то время почти вся газировка продавалась в торговых автоматах и эти автоматы не могли принимать монеты ниже пяти центов и кроме этого у Coca-Cola скопилось очень много запасов маленьких бутылок на ближайшие пару лет и только в 1939 году Coca смогла себе позволить выпустить более дешевую версию напитка, но к этому времени Pepsi уже стала народным любимцем номер два.
ВОЙНА МЕЖДУ ДВУМЯ ГИГАНТАМИ
Наконец-то Coca пошла в атаку. Многие ошибочно думают что именно Coca-Colа завершила окончательный образ Санта Клауса, но это не так. Санта Клаус как персонаж появился в Америке в конце девятнадцатого века, а к концу гражданской войны его образ был окончательно закончен. А Coca-Cola просто нарядила его в привычную нам одежду и Санта плотно вписался в ассоциации с Coca-Cola. Как на это отреагировала Pepsi? В 1947 году кампания наняла маркетинговый отдел полностью состоящий из афро-американцев, а в рекламе афро-американцев показывали как преуспевающих граждан среднего класса с отличным вкусом. Pepsi заключала контракты с афро-американскими знаменитостями, но не всем такая стратегия понравилась и в адрес Pepsi приходили даже угрозы. Вообще стратегия целиться на незанятые рынки была основной у Pepsi. Взять например СССР, Coca-Cola там оказалась раньше. Маршал Жуков
который впервые попробовал Coca-Cola попросил сделать для него специальную партию, но без цвета, чтобы его не обвинили в преклонении перед западом. Так, по указу президента США было выпущено пятьдесят ящиков Coca-Cola в СССР для Жукова, но дальше этого дело не пошло. А вот Pepsi в конце семидесятых открыла собственное производство в СССР и до развала союза была основной газировкой в стране, а в обмен на это кампания получила эксклюзивное разрешение на производство водки "Столичная". На родине дела у Pepsi шли просто прекрасно. Кампания все больше вытесняла конкурента. Coca-Cola постоянно подвергалась троллингу со стороны Pepsi. Запустили также Pepsi-челендж, в рамках которого людям давали попробовать сразу два напитка, заведомо они не знали какой из них Pepsi, а какой Coca. Оказалось, что большинство потребителей предпочитают вкус Pepsi. Чтобы исправить положение Coca-Cola в кампанию был нанят новый генеральный директор Роберто Гойзуета.
Он предложил изменить рецепт напитка, ведь раньше он руководил филиалом на Багамах, и изменив немного рецепт, он сумел привлечь огромное внимание со стороны покупателей. Но как было удивленно руководство, когда общество очень плохо отреагировало на изменение рецептуры напитка. Этому событию были посвящены первые полосы в газетах и на телевиденье, в офис кампании стали поступать жалобы и даже угрозы, а Роберто называли самым тупым топ-менеджером за все время. Кто-то даже подозревал что это коммунистический заговор, ведь Роберто кубинец, очевидно же. Вскоре было собранно сто тысяч человек, которые подали коллективный иск против кампании, но судья его отклонил, сказав что сам предпочитает Pepsi. Все же, через семьдесят девять дней, Coca-Cola объявила, что возвращает старый рецепт напитка и следующие восемнадцать лет в Америке будут продаваться сразу две версии напитка. Это событие называли самым крупным маркетинговым провалом двадцатого века, но что интересно, это все очень помогло Coca-Сolа, у кампании выросли продажи и она вышла из кризиса.
С тех пор особо ничего не происходило, но вражда идет, каждый хочет вытолкнуть конкурента. Pepsi-Cola и Coca-Cola это уже не просто напитки, это история.
#кока кола #пепси #coca-cola #pepsi #кто придумал пепси #кто придумал колу #история кока колы