Апостол Павел Говорил:
Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем.
Таким образом апостол Павел рассуждает на вечери в Каринской общине, когда кто-то объедался или опивался на Евхаристической трапезе. Судя по его словам, можно сделать некоторые выводы. Главным вопросом, который задает себе человек: «Как понять, что я причастился не в осуждение, и каким образом священник допускает или не допускает до причастия»?
Существует целый блок святоотеческого наследия по этому поводу. Например, Николай Святогорец утверждает, что от священника, который не допускает человека до причастия на своих собственных размышлениях, а не основании канонов святой церкви, нужно бежать как от волка в овечьей шкуре. Такое же мнение было у Иоанна Златоуста, праведного Иоанна Кронштадтского и т. д.
Священник не может вас не допустить до пристрастия, если вы недавно причащались, т.к это не соответствует канонам церкви. В настоящее время синод русской православной церкви имеет в своем распоряжении документ об участии верных в Евхаристии. Если вам интересен какой либо вопрос относительно причастия, откройте этот документ и вы наверняка узнаете много нового относительно этого вопроса.
У Григория Богослова можно найти ассоциацию священника с привратником, который охраняет святыни. Но речь там шла совсем о другом, потому что люди тогда пытались приступить к чаше даже с целью хулы на Бога.
Священники бывают разными. Одни запрещают причастие, другие не рекомендуют, но все это на основании канонов. Благо, что у церкви есть большой опыт в составлении этих правил.
Если человек впал в смертный грех, он может нести определенную епитимью для того, чтобы совесть его успокоилась, чтобы он неосужденно мог приступить к таинству. Бывает, что человек не верит или не хочет причащаться, но склоняется к этому своими родственниками, казалось бы из-за лучших побуждений. В этом случае священник не рекомендуете это делать.
У верующих часто можно встретить подобные предрассудки, когда они сами отказываются подходить к чаше, потому что не до конца выполнили молитвенное правило, с утра сделали глоток воды или выпил таблетку или не качественно постились. Все это индивидуальные моменты. Подобные моменты могут допускаться в связи с состоянием здоровья или, например человек находится в режимном заведении, где специально для него постную пищу готовить не будут. Есть периоды в году, когда поститься нельзя (сплошные седмицы), но литургия и причастие совершаются.
Епитимья, которая продолжается больше месяца накладывается только епархиальным архиереем. Таким образом, священник, который запрещает подходить к чаще год и более, поступает неправомочно.
Если утром вы вдруг почувствовали себя плохо и пришлось выпить таблетку, вы можете приступать к причастию. Бывают люди с серьезными заболеваниями (сахарный диабет), либо беременные, которые не могут с утра оставаться голодными. Все эти моменты предварительно необходимо обговорить с духовником.
В 11 веке появляется последование ко святому причащению, которое существует по сей день, только тогда оно было длиннее и использовалось только монашествующими. Последование имеет своей задачей подготовить нас к Евхаристии, настроить на соответствующий духовный лад. Бывает так, что полностью мы его прочитать не можем. Тогда опять же это вопрос надо обговорить со священником: как вы вы будете подготавливаться и какой объем будете читать. Либо сообщить ему об этом утром, во время литургии.
Бывает, что человек подготовился как надо: постился, исповедовался, прочитал все правила, но, подойдя к чаше, вдруг задаст себе вопрос: «А что там, в чаше»? И он не сможет ответить на него. А разве такой человек достойнее подготовился к таинству, нежели тот, который из-за больших объемов работы, усталости и т. д. не смог выполнить все, что полагается при подготовке, но очень желал соединиться со Христом?
После причастия положено читать благодарственные молитвы. Они зачастую нами игнорируются. В храме они читаются и предназначены для тех, у кого нет возможности прочитать их после службы. Лучше, если вы прочитаете их сами, т.к. они написаны от первого лица.
Священник Иоанн Тераудс