Козимо руководил всем этим со спокойным мастерством и находил время, оставшееся для политики. Как член Диеци, или Военного совета десяти, он привел Флоренцию к победе над Луккой, а как банкир финансировал войну, ссужая правительству крупные суммы. Его популярность вызывала зависть у других магнатов, и в 1433 году Ринальдо дельи Альбицци напал на него, заявив, что планирует свергнуть республику и провозгласить себя диктатором. Ринальдо убедил Бернардо Гуаданьи, тогдашнего гонфалоньера, отдать приказ об аресте Козимо; Козимо сдался и был заключен в Палаццо Веккьо. Поскольку Ринальдо со своими вооруженными слугами господствовал в парламенте на площади Синьории, смертный приговор казался неминуемым. Но Козимо сумел передать тысячу дукатов (25 000 долларов?) Бернардо, который внезапно стал более гуманным и пошел на компромисс, сослав Козимо, его сыновей и его главных сторонников на десять лет.14 Козимо поселился в Венеции, где его скромность и средства принесли ему много друзей. Вскоре венецианское правительство использовало свое влияние, чтобы добиться его отзыва. Синьория, избранная в 1434 году, была благосклонна к нему и отменила приговоры об изгнании; Козимо вернулся с триумфом, а Ринальдо и его сыновья бежали.
Апарламенто назначил абалию и дал ей верховную власть. Отсидев три коротких срока, Козимо отказался от всех политических постов;“быть избранным на этот пост, - сказал он, - часто наносит вред телу и вредит душе” 15. С тех пор как его враги покинули город, его друзья легко доминировали в правительстве. Не нарушая республиканских форм, он сумел, с помощью убеждения или денег, заставить своих сторонников оставаться на своем посту до конца своей жизни. Его кредиты влиятельным семьям завоевали или вынудили их поддержать; его подарки духовенство заручилось их восторженной помощью, и его общественные благодеяния беспрецедентного масштаба и щедрости легко примирили граждан с его правлением. Флорентийцы заметили, что конституция Республики не защищает их от аристократии богатства; поражение при Чомпи запечатлело этот урок в общественной памяти. Если бы населению пришлось выбирать между Альбицци, которые отдавали предпочтение богатым, и Медичи, которые отдавали предпочтение среднему классу и бедным, оно не могло бы долго колебаться. Народ, раздавленный своей экономической мастеров, и устал от фракции, приветствовал диктатуры во Флоренции в 1434 году, в городе Перуджа, в 1389 году, в Болонье в 1401 г., в Сиене в 1477 году, в Риме в 1347 г. и 1922.“Медичи”, - сказал Виллани, “были включены, чтобы достичь превосходства во имя свободы, и при поддержке thepopolo и населения”.16
Козимо использовал свою власть с разумной умеренностью, умеренной от случайного насилия. Когда его друзья заподозрили, что Бальдаччо д'Ангиари составлял заговор с целью лишить Козимо власти, они выбросили Бальдаччо из достаточно высокого окна, чтобы обеспечить его увольнение, и Козимо не жаловался; это была одна из его шуток, что “штатами не управляют с помощью патерностеров”. Он заменил фиксированный подоходный налог скользящей шкалой сборов с капитала, и его обвинили в том, что он корректировал эти оценки в пользу своих друзей и отпугивал своих врагов. Эти сборы составили 4 875 000 флоринов (121 875 000 долларов США) в первые двадцать лет правления Козимо; и те, кто отказывался платить их, были в общей сложности заключены в тюрьму. Многие аристократы покинули город и возобновили сельскую жизнь средневековой знати. Козимо принял их отъезд с невозмутимостью, отметив, что новых аристократов можно сделать из нескольких ярдов алой ткани.17
Люди одобрительно улыбнулись, поскольку отметили, что сборы были направлены на управление и украшение Флоренции и что сам Козимо пожертвовал 400 000 флоринов (10 000 000 долларов?) на общественные работы и частные благотворительные организации;18 это было почти вдвое больше суммы, которую он оставил своим наследникам.19 Он усердно трудился до конца своих семидесяти пяти лет, управляя одновременно своим имуществом и государственными делами. Когда Эдуард IV Английский попросил о существенном займе, Козимо обязал его, игнорируя неверность Эдуарда III, и король отплатил ему монетой и политической поддержкой. У Томмазо Парентучелли, епископа Болоньи, закончились средства, и он попросил о помощи; Козимо предоставил его; и когда Парентучелли стал папой Николаем V, Козимо был назначен ответственным за все папские финансы. Чтобы не запутать разнообразные нити своей деятельности, он вставал рано и почти каждый день ходил в свой офис, как американский миллионер. Дома он подрезал свои деревья и ухаживал за виноградными лозами. Он одевался просто, ел и пил умеренно и (после рождения незаконнорожденного сына от рабыни) жил тихой и упорядоченной семейной жизнью. Те, кого впускали в его дом, были поражены контрастом между домашней едой за его личным столом и роскошными пирами, которые он устраивал для иностранных сановников в качестве соблазна вежливости и мира. Обычно он был гуманным, мягким, снисходительным, сдержанным и все же известным своим сухим остроумием. Он был щедр к бедным, платил налоги обнищавшим друзьям и скрывал свою благотворительность, как и свою власть, в милосердной анонимности. Боттичелли, Понтормо и Беноццо Гоццоли изобразили его для нас: среднего роста, оливкового цвета, с седыми редеющими волосами, длинным острым носом и серьезным, добрым лицом, выражающим проницательную мудрость и спокойную силу.
Его внешняя политика была посвящена организации мира. Придя к власти после серии разрушительных конфликтов, Козимо отметил, как война, реальная или неизбежная, замедлила ход торговли. Когда правление Висконти в Милане рухнуло в хаосе после смерти Филиппо Марии, и Венеция пригрозила поглотить герцогство и господствовать над всей северной Италией до самых ворот Флоренции, Козимо послал Франческо Сфорца средства, чтобы обосноваться в Милане и остановить продвижение венецианцев. Когда Венеция и Неаполь заключили союз против Флоренции, Козимо потребовал так много займов, выданных их гражданам, что их правительства были вынуждены заключить мир.20 После этого Милан и Флоренция противостояли Венеции и Неаполю в таком соотношении сил, что ни одна из сторон не осмеливалась рисковать войной. Эта политика сбалансированных сил, задуманная Козимо и продолженная Лоренцо, дала Италии те десятилетия мира и порядка, с 1450 по 1492 год, в течение которых города стали достаточно богатыми, чтобы финансировать раннее Возрождение.
К счастью Италии и человечества, Козимо заботился о литературе, науке, философии и искусстве так же сильно, как о богатстве и власти. Он был человеком образованным и со вкусом; он хорошо знал латынь и немного знал греческий, иврит и арабский; он был достаточно широк, чтобы оценить благочестие и живопись фра Анджелико, привлекательную негодяйство фра Филиппо Липпи, классический стиль рельефов Гиберти, смелую оригинальность скульптуры Донателло, грандиозные церкви Брунеллеско, сдержанную мощь архитектуры Микелоццо, языческий платонизм Гемиста. Плето, мистический платонизм Пико и Фичино, утонченность Альберти, ученая вульгарность Поджо, библиолатрия Никколо де Никколи; и все эти люди испытали его великодушие. Он привез Джоаннеса Аргиропулоса во Флоренцию, чтобы обучить ее молодежь языку и литературе Древней Греции, и в течение двенадцати лет изучал вместе с Фичино классику Греции и Рима. Он потратил большую часть своего состояния на сбор классических текстов, так что самыми дорогостоящими грузами на его кораблях во многих случаях были рукописи, доставленные из Греции или Александрии. Когда Никколо де Никколи имел разорившись на покупке древних рукописей, Козимо открыл для него неограниченный кредит в банке Медичи и поддерживал его до самой смерти. Он нанял сорок пять переписчиков под руководством увлеченного книготорговца Веспасиано да Бистиччи, чтобы переписать такие рукописи, которые нельзя было купить. Все эти “драгоценные минимумы” он разместил в комнатах монастыря Сан-Марко, или в аббатстве Фьезоле, или в своей собственной библиотеке. Когда Никколи умер (1437), оставив восемьсот рукописей стоимостью 6000 флоринов (150 000 долларов), а также множество долгов, и назначив шестнадцать попечителей для определения распоряжения книгами, Козимо предложил взять на себя долги, если он сможет распределить тома. Так было условлено, и Косим разделил коллекцию между библиотекой Сан-Марко и своей собственной. Все эти коллекции были открыты для преподавателей и студентов бесплатно. Сказал флорентийский историк Варчи с патриотическим преувеличением:
То, что греческие буквы не были полностью забыты, к великой утрате человечества, и что латинские буквы были возрождены к бесконечной пользе людей,—этим вся Италия, да и весь мир, обязана исключительно высокой мудрости и дружелюбию дома Медичи 21.
Конечно, великая работа возрождения была начата переводчиками в двенадцатом и тринадцатом веках, арабскими комментаторами, Петраркой и Боккаччо. Она была продолжена учеными и коллекционерами, такими как Салютати, Траверсари, Бруни и Валла до Козимо; она была продолжена независимо от него Никколи, Поджио, Филельфо, королем Альфонсо Великодушным Неаполя и сотней других современников Козимо, даже его изгнанным соперником Паллой Строцци. Но если мы примем в нашем суждении не только КозимоПатра Патрии, но и его потомков Лоренцо Великолепного, Льва X и Климента VII, мы можем признать, что в покровительстве науке и искусству Медичи никогда не были равны ни одной другой семье в известной истории человечества.
IV. ГУМАНИСТЫ