Захватнические войны еще не закончились, но они уже изменили лицо и характер Италии. Северные провинции были настолько опустошены, что английские посланники посоветовали Генриху VIII оставить их Карлу в качестве наказания. Генуя была разграблена, Милан обложен налогами до смерти. Венеция была покорена Лигой Камбре и открытием новых торговых путей. Рим, Прато и Павия пострадали от разграбления, Флоренция голодала и была обескровлена в финансовом отношении, Пиза наполовину уничтожила себя в своей борьбе за свободу, Сиена была истощена революциями. Феррара обнищала в своей долгой борьбе с папами и опозорила себя, подстрекая к безответственному нападению на Рим. Неаполитанское королевство, как и Ломбардия, было разорено и разграблено иностранными армиями и долгое время томилось под властью чужеземных династий. Сицилия уже была рассадником разбойников. Единственным утешением Италии было то, что ее завоевание Карлом V, вероятно, спасло ее от разграбления турками.
По Болонскому соглашению (1530) контроль над Италией перешел к Испании с двумя исключениями: осторожная Венеция сохранила свою независимость, а наказанное папство подтвердило свой суверенитет над государствами Церкви. Неаполь, Сицилия, Сардиния и Милан стали испанскими владениями, управляемыми испанскими вице-королями. Савойе и Мантуе, Ферраре и Урбино, которые обычно поддерживали или потворствовали Карлу, было разрешено держать своих коренных герцогов в зависимости от их хорошего поведения. Генуя и Сиена сохранили свои республиканские формы, но как испанские протектораты. Флоренция была вынуждена принять другую линию правителей Медичи, которые выжили благодаря сотрудничеству с Испанией.
Победа Карла ознаменовала еще один триумф современного государства над Церковью. То, что Филипп IV Французский начал в 1303 году, было завершено Карлом и Лютером в Германии, Франциском I во Франции, Генрихом VIII в Англии, и все это во время понтификата Климента. Державы северной Европы не только обнаружили слабость Италии, но и перестали бояться папства. Унижение Климента нанесло ущерб уважению, которое трансальпийское население испытывало к папам, и морально подготовило их к отделению от католической общины.
В некотором смысле испанская гегемония была благом для Италии. Это на некоторое время положило конец войнам итальянских государств друг против друга; а после 1559 года оно прекратило, вплоть до 1796 года, битвы иностранных держав на итальянской земле. Это дало людям некоторую преемственность политического порядка и успокоило яростный индивидуализм, который создал и разрушил Ренессанс. Те, кто жаждал порядка, приняли подчинение с облегчением; те, кто дорожил свободой, скорбели. Но вскоре издержки и наказания за мир путем подчинения нанесли ущерб экономике и сломили дух Италии. Высокие налоги, взимаемые вице-королями для поддержания их пышности и военной службы, строгость их законов, государственные монополии на зерно и другие предметы первой необходимости, препятствовали промышленности и торговле; и местные князья, конкурируя в тщетной роскоши, следовали той же политике налогообложения, чтобы расстроить экономическую деятельность, которая их поддерживала. Судоходство сократилось до такой степени, что уцелевшие галеры больше не могли защищаться от берберских пиратов, которые совершали набеги на корабли и побережья и увозили итальянцев, чтобы служить мусульманским сановникам в качестве рабов. Почти столь же надоедливыми были иностранные войска, расквартированные в итальянских домах, открыто презиравшие некогда непревзойденный народ и цивилизацию и вносившие свой вклад в сексуальную распущенность эпохи.
Еще одно несчастье постигло Италию, более ужасное, чем опустошения войны и подчинение Испании. Обогнув мыс Доброй Надежды (1488) и открыв полностью водный маршрут в Индию (1498), мы получили более дешевое транспортное средство между Атлантическими странами, Центральной Азией и Дальним Востоком, чем хлопотный маршрут через Альпы в Геную или Венецию, оттуда в Александрию, по суше в Красное море и снова на корабле в Индию. Более того, контроль турок над восточным Средиземноморьем сделал этот маршрут опасным, подверженным дани, пиратству и войне; и это еще больше это относилось к маршруту через Константинополь и Черное море. После 1498 года венецианская и генуэзская торговля, а также флорентийские финансы пришли в упадок. Уже в 1502 году португальцы купили в Индии так много доступного перца, что египетско-венецианские торговцы обнаружили, что там почти ничего не осталось для экспорта.1 Цена на перец выросла на треть за год на Риальто, в то время как в Лиссабоне его можно было купить за половину цены, которую торговцы должны были взимать в Венеции;2 немецкие торговцы начали покидать свои Фондако на Гранд-канале и переводить свои покупки в Португалию. Венецианская государственная мудрость почти решила проблему в 1504 году, предложив правительству мамелюков Египта объединенное предприятие по восстановлению старой системы каналов между дельтой Нила и Красным морем; но турецкое завоевание Египта в 1517 году заблокировало этот план.
В тот год Лютер приколол свои тезисы мятежника к двери виттенбергской церкви. Реформация была как причиной, так и результатом экономического упадка Италии. Это было причиной в той мере, в какой это уменьшило приток паломников и церковных доходов из северных стран в Рим. Это был эффект, так как замена Средиземноморья-Египта путь в Индию все-водный маршрут, и развитие европейской торговли с Америкой, обогащенный Атлантического странах, помогая обеднять Италия; немецкий торговля переехали более и более вниз по Рейну до Северного моря точек, все меньше и меньше из-за гор в Италии; Германия стала экономически независимой от Италии, к северу дрейфовать и тянуть силы вырвал Германии от итальянской веб-торговли и религии, и дал Германия волю и силы, чтобы стоять самостоятельно.
Открытие Америки оказало на Италию еще более длительное воздействие, чем новый маршрут в Индию. Постепенно средиземноморские нации пришли в упадок, оставленные на обочине в движении людей и товаров; атлантические нации вышли на первый план, обогатившись американской торговлей и золотом. Это была величайшая революция в торговых путях, чем любая из тех, что были зафиксированы в истории с тех пор, как Греция своей победой при Трое открыла для своих судов Черноморский путь в Центральную Азию. Она была бы сравнима и превзойдена только в результате преобразования торговых путей самолетами во второй половине двадцатого века.
Последним фактором в угасании Ренессанса стала Контрреформация. К собственному политическому беспорядку и моральному разложению Италии, к ее подчинению и опустошению иностранными державами, к потере торговли с атлантическими странами, к конфискации доходов во время Реформации теперь добавилась пагубная, но естественная перемена в настроении и поведении Церкви. Неоформленное, возможно, неосознанное джентльменское соглашение, согласно которому Церковь, будучи богатой и, по-видимому, обеспеченной, предоставляла значительную свободу мысли интеллектуальным классам при условии, что они не пытались разрушение веры народа, для которого эта вера была жизненно важной поэзией, дисциплиной и утешением жизни, было прекращено немецкой реформацией, отделением Англии и испанской гегемонией. Когда сами люди начали отвергать доктрины и авторитет Церкви, а Реформация обратила новообращенных даже в Италии, вся структура католицизма оказалась под угрозой в своих основах, и Церковь, считающая себя государством и ведущая себя как любое государство, подвергающееся опасности в самом своем существовании, перешла от терпимости и либерализма к испуганному консерватизму, который заложил основы католицизма. серьезные ограничения на мышление, расследование, публикацию и речь. Испанское господство повлияло как на религию, так и на политику; оно способствовало превращению снисходительного католицизма эпохи Возрождения в жесткую ортодоксальность Церкви после Тридентского собора (1545-63). Папы, последовавшие за Климентом VII, взяли на себя испанскую систему объединения Церкви и государства в строгом контроле над религиозной и интеллектуальной жизнью.
Точно так же, как испанец сыграл важную роль в создании инквизиции, когда в тринадцатом веке восстание альбигойцев бросило жизненно важный вызов Церкви на юге Франции, и тогда были основаны новые религиозные ордена для служения Церкви и обновления пыла христианской веры, так и теперь, в шестнадцатом веке строгость испанской инквизиции была перенесена в Италию, и испанец основал иезуитов (1534)—это замечательное Общество Иисуса, которое не только приняло старые монастырские обеты бедности, целомудрия и послушание, но пошел бы в мир, чтобы распространять православную веру и бороться повсюду в христианском мире против религиозной ереси или восстания. Интенсивность религиозных споров в эпоху Реформации, кальвинистская нетерпимость, взаимные преследования в Англии способствовали соответствующему догматизму в Италии;3 вежливый католицизм Эразма уступил место воинствующей ортодоксии Игнатия Лойолы. Либерализм - это роскошь безопасности и мира.