Найти тему

Коррупция охватила все административные департаменты. В Сиене финансовое бюро пришлось, наконец, передать в руки святого монаха,

Но юридическая практика была менее совершенна, чем ее теория. Хотя полицейская защита жизни и имущества обретала форму, особенно во Флоренции, она не могла идти в ногу с преступностью. Юристов было предостаточно. Пытки по-прежнему применялись при допросе свидетелей, а также обвиняемых. Наказания были варварскими. В Болонье осужденного могли подвесить в клетке к одной из падающих башен и оставить гноиться на солнце;81 в Сиене приговоренного медленно разрывали на куски раскаленными щипцами, привязав к телеге, медленно движущейся по улицам;82 в Милане, при хозяине Петрарки Джованни Висконти, заключенные подвергались частичным увечьям.83 В начале шестнадцатого века возник обычай приговаривать заключенных тянуть тяжелые весла галер; поэтому на кораблях Юлия II командовали галерными рабами, прикованными цепями за ногу 84.

Против этих варварств мы можем поставить высокое развитие организованной благотворительности. Каждый мужчина, составивший завещание, оставлял определенную сумму для распределения между бедняками своего прихода. Поскольку нищих было бесчисленное множество, некоторые церкви предоставляли эквивалент современных“столовых”; так, церковь Санта-Мария-ин-Кампо-Санто в Риме ежедневно кормила тринадцать нищих и две тысячи по понедельникам и пятницам.85 Больниц, лазаретов, приютов для неизлечимых, для бедных, для сирот, для нищих паломников, для исправившихся проституток было много в эпоху Возрождения, как и в средневековой Италии. Пистойя и Витербо славились размахом своей благотворительности. В Мантуе Лодовико Гонзага основал Оспедале Маджоре для ухода за бедными и немощными и выделял ему три тысячи дукатов в год из государственных средств.86 В Венеции общество, известное как Пеллегрини, включающее в свой состав Тициана и двух Сансовини, оказывало взаимную помощь своим членам, давало приданое бедным девушкам и практиковало другие благотворительные организации. Во Флоренции в 1500 году насчитывалось семьдесят три общественные организации, занимавшиеся благотворительностью. Братство Мизерикордия, основанное в 1244 году, но разрешенное к упадку, был восстановлен в 1475 году; его членами были миряне, которые посещали больных, занимались другими благотворительными делами и заслужили любовь народа своим мужественным присутствием на жертвах чумы; их безмолвные процессии в черных одеждах до сих пор являются одними из самых впечатляющих достопримечательностей Флоренции.87 В Венеции было аналогичное Братство Сан-Рокко; в Риме было братство Долороза, которому сейчас 504 года; и кардинал Джулио де Медичи основал в 1519 году Братство делла Карита, чтобы заботиться о бедных людях выше нищенствующего класса и обеспечить достойное погребение для обездоленных. Частная благотворительность неучтенных миллионов людей несколько смягчила борьбу человека против человека, природы и смерти.

VIII. МАНЕРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Среди насилия и нечестности, шумной жизни университетских студентов, грубого юмора и доброты крестьян и пролетариев хорошие манеры превратились в одно из искусств эпохи Возрождения. Италия теперь лидировала в Европе в области личной и социальной гигиены, одежды, манер за столом, кулинарии, общения и развлечений; и во всем этом, кроме одежды, Флоренция претендовала на лидерство в Италии. Флоренция патриотически оплакивала грязь других городов, а итальянцы сделали немецкий язык синонимом грубости языка и жизни.88 Старая римская привычка В образованных классах продолжались частые купания; состоятельные люди демонстрировали свои наряды и“брали воду” на различных курортах, а также пили сернистые потоки в качестве ежегодной епитимьи, чтобы очистить пищеварительные грехи. Мужское платье было таким же нарядным, как и женское, за исключением украшений: узких рукавов и цветных чулок и таких чудесных мешковатых шляпок, какие Рафаэль подцепил на Кастильоне. Чулки спускались по ногам до чресел, разделяя мужчин на танцующие нелепости; но выше бедер мужчина мог быть элегантен в бархатной тунике, шелковых оборочках и кружевных оборках; даже перчатки и туфли щеголяли кружевами. На турнире, устроенном Лоренцо де Медичи, его брат Джулиано носил одежду стоимостью 8000 дукатов 89.

Революция в столовых манерах произошла в пятнадцатом веке с увеличением замены пальцев вилкой при поднесении пищи ко рту. Томас Кориат, путешествовавший по Италии около 1600 года, был поражен новым обычаем,“который,—писал он, - не используется ни в одной другой стране, которую я видел в своих путешествиях”; и он поделился идеей внедрения в Англию.90 Ножи, вилки и ложки были из латуни, иногда из серебра, которые выдавались соседям при подготовке банкетов. Питание было скромным, за исключением таких выдающихся случаев или на государственных мероприятиях; тогда превышение было обязательным. Специи—перец, гвоздика, мускатный орех, корица, можжевельник, имбирь и т. Д.—использовались в изобилии для придания вкуса еде и стимулирования жажды; поэтому каждый предлагал своим гостям разнообразные вина. Правление чеснока в Италии можно проследить до 1548 года, но, несомненно, оно началось задолго до этого. Было очень мало пьянства или обжорства; итальянцы эпохи Возрождения, как и более поздние французы, были гурманами, а не гурманами. Когда мужчины ели отдельно от женщин своих семей, они могли пригласить одну или двух куртизанок, как это делал Аретино, когда развлекал Тициана. Более осторожные люди украсили бы трапезу музыкой, поэтическими импровизациями и образованной беседой.

Искусство беседы—bel parlare—говорить с умом, вежливостью, вежливостью, ясностью и остроумием—было изобретено заново в эпоху Возрождения. Греция и Рим знали об этом, и кое—где в средневековой Италии—например, при дворах Фридриха II и Иннокентия III-оно сохранялось ненадежно живым. Теперь во Флоренции Лоренцо, в Урбино Элизабетты, в Риме Льва она снова процветала: дворяне и их дамы, поэты и философы, генералы и ученые, художники и музыканты встречались в обществе умов, цитировали известных авторов, время от времени кланялись религии, украсили свой язык легким фантастическим оттенком и наслаждались аудиторией друг друга. Такой разговор был настолько необходим, что многие эссе и трактаты были отлиты в форме диалога, чтобы соответствовать его элегантности. В конце концов игра была доведена до крайности; язык и мышление стали слишком драгоценными и утонченными; изнуряющий дилетантизм смягчил мужественность. Урбино стал Рамбуйе во Франции, и Мольер атаковал насмешки критиков как раз вовремя, чтобы спасти искусство хорошей беседы для Франции.

Несмотря на исключительность некоторых, итальянская речь пользовалась свободой темы и эпитетов, которые сегодня не допускались бы социальными манерами. Поскольку общие разговоры редко слышались незамужними женщинами с хорошим характером, предполагалось, что секс может обсуждаться открыто. Но помимо этого, и даже в высших мужских кругах, была непринужденность сексуальной шутки, веселая свобода в поэзии, грубая непристойность в драме, которые сейчас кажутся нам одними из менее презентабельных аспектов Ренессанса. Образованные люди могли бы нацарапать непристойные стихи на скульптурах, писал утонченный Бембо в похвалу Приапу.91 Молодежь соревновалась в непристойностях и ненормативной лексике, чтобы доказать свою зрелость. Люди всех сословий приносили великие клятвы и проклятия, часто связанные с богохульством самых священных имен в христианской вере. И все же фразы вежливости никогда еще не были такими цветистыми, формы обращения никогда не были такими любезными; женщины целовали руку любому близкому другу мужского пола при встрече или расставании с ним, а мужчины целовали руку женщине; подарки постоянно передавались от друга к другу; и тактичность в словах и поступках достигла уровня, который казался недостижимым в северной Европе. Итальянские наставления по хорошим манерам стали излюбленными текстами за пределами Альп.

То же самое относилось и к итальянским справочникам по танцам, фехтованию и другим развлечениям; в развлечениях, как и в разговорах и ненормативной лексике, Италия возглавляла христианский мир. Летними вечерами девушки танцевали на площадях Флоренции, и самые грациозные получали серебряную гирлянду; в деревнях юноши и девушки танцевали на лужайке. В домах и на официальных балах женщины танцевали с женщинами или мужчинами, а мужчины с мужчинами или женщинами; в любом случае целью была грация. В эпоху Возрождения балет процветал; к искусству добавилась поэзия движения.

Игра в карты была даже более популярна, чем танцы; в пятнадцатом веке это стало манией во всех классах; Лев X был наркоманом. Часто это касалось азартных игр; вспомните, как кардинал Раффаэлло Риарио выиграл 14 000 дукатов в двух партиях с сыном Иннокентия VIII. Мужчины также играли в кости, а иногда и заряжали их.92 Это тоже стало страстью, которую законодательство тщетно пыталось умерить. В Венеции азартные игры разорили так много знатных семей, что Совет Десяти дважды запрещал продажу карт или игральных костей и призывал слуг сообщать хозяевам, нарушающим эти предписания.93 Themonte di pieta, основанная Савонаролой в 1495 году, требовала от заемщиков обещания избегать азартных игр, по крайней мере, до тех пор, пока кредит не будет выплачен.94 Степенные люди размышляли о шахматах и ласкали дорогие наборы; у Джакомо Лоредано в Венеции были шахматные фигуры стоимостью 5000 дукатов.