Найти тему

Бог, а не человек, является центром и темой философии Томаса. “Высшее знание, которое мы можем получить о Боге в этой жизни, - п

Его существование, говорит Томас, может быть доказано естественным разумом. (1) Все движения вызваны предыдущими движениями, и так далее, либо Неподвижному Движителю, либо“бесконечному регрессу", что немыслимо. (2) Ряд причин также требует Первопричины. (3) Случайность, которая может быть, но не должна быть, зависит от необходимого, которое должно быть; возможное зависит от фактического; этот ряд возвращает нас к необходимому существу, которое является чистой реальностью. (4) Вещи хороши, истинны, благородны в различной степени; должен существовать совершенно хороший, истинный и благородный источник и норма этих несовершенных добродетелей. (5) В мире существуют тысячи свидетельств порядка; даже неодушевленные предметы движутся упорядоченно; как это может быть, если не существует какой-то разумной силы, которая их создала?*81

Помимо существования Бога, Томас почти агностик в естественной теологии.“Мы не можем знать, что такое Бог, но только то, чем Он не является”82—не подвижный, множественный, изменчивый, временный. Почему бесконечно малые умы должны ожидать, что узнают больше о Бесконечном? Нам трудно постичь нематериальный дух, сказал Томас (предвосхищая Бергсона), потому что интеллект зависит от чувств, и весь наш внешний опыт связан с материальными вещами; следовательно, “бестелесные вещи, о которых нет образов, известны нам по сравнению с чувственными телами, о которых есть образы."83 Мы можем познать Бога (как учил Маймонид) только по аналогии, рассуждая от себя и нашего опыта к Нему; поэтому, если в людях есть доброта, любовь, истина, разум, сила, свобода или любое другое превосходство, они должны быть также в Творце человека и в такой большей степени в Нем, которая соответствует пропорции между бесконечностью и нами самими. Мы применяем местоимения мужского рода к Богу, но только для удобства; в Боге и ангелах нет пола. Бог един, потому что по определению Он есть само существование, и единое действие мира раскрывает единый разум и закон. То, что в этом божественном единстве есть три Личности, - это тайна за пределами разума, которую следует хранить в доверчивой вере.

Мы также не можем знать, был ли мир создан во времени и, следовательно, из ничего, или, как думали Аристотель и Аверроэс, он вечен. Аргументы, приводимые теологами для создания во времени, слабы и должны быть отвергнуты, “чтобы католическая вера не казалась основанной на пустых рассуждениях”84.

Томас приходит к выводу, что мы должны верить в сотворение во времени; но он добавляет, что этот вопрос имеет мало смысла, поскольку время не существовало до сотворения мира; без изменений, без материи в движении нет времени. Он мужественно пытается объяснить, как Бог мог перейти от несотворения к творению, не претерпев изменений. Акт творения, по его словам, вечен, но он включал в себя определение времени, когда проявится его эффект—ловкий маневр для тяжелого человека.

Ангелы составляют высшую ступень творения. Они-бестелесные разумные существа, нетленные и бессмертные. Они служат служителями Бога в управлении миром; небесные тела движимы и управляются ими;86 у каждого человека есть ангел, назначенный охранять его, и архангелы заботятся о множестве людей. Будучи нематериальными, они могут перемещаться из одного конца пространства в другой, не пересекая пространство между ними. Томас пишет девяносто три страницы об иерархии, движениях, любви, знаниях, воле, речи и привычках ангелов—самая надуманная часть его далеко идущей мысли и самая неопровержимая.

Как есть ангелы, так есть и демоны, маленькие бесы, исполняющие волю сатаны. Они не просто плод воображения обычного разума; они реальны и наносят бесконечный вред. Они могут вызвать импотенцию, вызывая у мужчины отвращение к женщине.87 Они делают возможными различные формы магии; поэтому демон может лечь под мужчиной, принять его семя, быстро перенести его через пространство, сожительствовать с женщиной и оплодотворить ее семенем отсутствующего мужчины.88 Демоны могут позволить магам предсказывать такие события, которые не зависят от свободной воли человека. Они могут передавать информацию мужчинам посредством впечатлений в воображении, или появляясь зримо, или говоря вслух. Или они могут сотрудничать с ведьмами и помогать им причинять вред детям с помощью сглаза 89.

Как почти все его современники и большинство наших, Томас допускал значительную долю правды в астрологии.

Движения тел здесь, ниже… необходимо ссылаться на движения небесных тел как на их причину.... То, что астрологи нередко предсказывают истину, наблюдая за звездами, можно объяснить двумя способами. Во—первых, потому, что множество людей следуют своим телесным страстям, так что их действия по большей части расположены в соответствии с наклонностями небесных тел; в то время как немногие, а именно одни мудрецы, умеряют эти наклонности своим разумом.... Во-вторых, из-за вмешательства демонов.90

Однако“человеческие действия не зависят от действия небесных тел, кроме как случайно и косвенно”91. Большая область остается за человеческой свободой.

4. Психология

Томас тщательно рассматривает философские проблемы психологии, и его страницы на эти темы являются одними из лучших в его синтезе. Он начинает с органической, в отличие от механической, концепции организмов: машина состоит из добавленных извне частей; организм создает свои собственные части и движется сам за счет своей собственной внутренней силы.92 Эта внутренняя формирующая сила и есть душа. Томас выражает эту идею в аристотелевских терминах: душа—это“субстанциальная форма” тела, то есть жизненный принцип и энергия, которые придают организму существование и форму. ”Душа является основным принципом нашего питания, ощущений, движения и понимания " 93. Существует три степени души: вегетативная—способность расти; чувствительная—способность чувствовать; рациональная—способность рассуждать. У всей жизни есть первое, только у животных и людей есть второе, только у людей есть третье. Но высшие организмы в своем телесном и индивидуальном развитии проходят через стадии, на которых остаются низшие организмы; “чем выше форма на шкале бытия… более промежуточные формы должны быть пройдены, прежде чем будет достигнута совершенная форма”94—продолжение теории “повторения” девятнадцатого века, согласно которой эмбрион человека проходит стадии, на которых развивался вид.

В то время как Платон, Августин и францисканцы считали душу заключенной в теле и отождествляли человека только с душой, Томас смело принимает точку зрения Аристотеля и определяет человека—даже личность—как совокупность тела и души, материи и формы.95 Душа, или животворящая, формирующая внутренняя энергия, нераздельно присутствует в каждой части тела.96 Она связана с телом тысячью способов. Как растительная душа, она зависит от пищи; как чувствительная душа, она зависит от ощущений; как разумная душа, она нуждается в образах, создаваемых ощущением или составленных из него. Даже интеллектуальные способности и моральное восприятие зависят от разумно здорового тела; толстая кожа обычно подразумевает нечувствительную душу.97 Мечты, страсти, психические заболевания, темперамент имеют физиологическую основу.98 Иногда Томас говорит так, как если бы тело и душа были одной единой реальностью, внутренней энергией и внешней формой неделимого целого. Тем не менее ему казалось очевидным, что разумная душа—абстрагирующаяся, обобщающая, рассуждающая, рисующая вселенную—является бестелесной реальностью. Как бы мы ни старались, и несмотря на нашу склонность думайте обо всех вещах в материальных терминах, мы не можем найти ничего материального в сознании; это реальность всего мира, не похожая ни на что физическое или пространственное. Эту разумную душу следует классифицировать как духовную, как нечто, вливаемое в нас тем Богом, Который является психической силой, стоящей за всеми физическими явлениями. Только нематериальная сила может сформировать универсальную идею, или прыгнуть назад и вперед во времени, или с одинаковой легкостью постичь великое и малое.99 Разум может осознавать себя; но невозможно представить материальную сущность осознающей себя.

Поэтому разумно полагать, что эта духовная сила в нас переживает смерть тела. Но душа, отделенная таким образом, не является личностью; она не может чувствовать, или хотеть, или думать; это беспомощный призрак, который не может функционировать без своей плоти.100 Только когда она воссоединится, через воскресение тела, с телесной оболочкой, в которой она была внутренней жизнью, она составит с этим телом индивидуальную и бессмертную личность. Именно потому, что Аверроэсу и его последователям не хватало веры в воскресение тела, они пришли к теории, что только “активный интеллект”, или душа космоса или вида, бессмертен. Томас использует все ресурсы своей диалектики, чтобы опровергнуть эту теорию. Для него этот конфликт с Аверроэсом из-за бессмертия был жизненно важной проблемой века, по сравнению с которой такие простые изменения границ и титулов, как физические сражения, были тривиальным безумием.

Душа, говорит Томас, имеет пять факультетов и полномочия: вегетативное, с помощью которого она питается, растет и размножается; чувствительность, с помощью которых он получает ощущения от внешнего мира; аппетитные, с помощью которого его желания и воли; паровоз, который он инициирует движения; и интеллектуальной, в которой она думает.101 всякое познание берет начало в ощущениях, но ощущения не падать на пустой поверхности ortabula раса; они получили сложную структуру, thesensus соттишз, или общую сенсорный центр, который координирует ощущения или восприятия в идеи. Томас соглашается с Аристотелем и Локком в том, что“в интеллекте нет ничего, что не было бы первым в чувствах”; но он добавляет, как Лейбниц и Кант, “кроме самого интеллекта” —организованной способности организовывать ощущения в мысль, наконец, в те универсалии и абстрактные идеи, которые являются инструментами разума и, на этой земле, исключительной прерогативой человека.

Воля или влечение-это способность, с помощью которой душа или жизненная сила движется к тому, что интеллект воспринимает как благо. Томас, следуя Аристотелю, определяет добро как“то, что желательно”102. Красота-это форма добра; это то, что радует, когда его видишь. Почему это радует? Через пропорцию и гармонию частей в организованном целом. Интеллект подчинен воле в той мере, в какой желание может определять направление мысли; но воля подчинена интеллекту в той мере, в какой наши желания определяются тем, как мы воспринимайте вещи по тому мнению, которое мы (обычно подражая другим) имеем о них;“добро, как оно понимается, движет волей”. Свобода на самом деле заключается не в воле, которая “обязательно движима” пониманием вопроса,представленным интеллектом, 103, а в суждении (арбитрии); поэтому свобода напрямую зависит от знания, разума, мудрости, способности интеллекта представить воле истинную картину ситуации; только мудрые действительно свободны.104 Интеллект-это не только лучшая и высшая, но и самая могущественная из способностей души.“Из всех человеческих стремлений стремление к мудрости-самое совершенное, самое возвышенное, самое выгодное, самое восхитительное”105.“Правильная деятельность человека-это понимание”106.

5. Этика

Следовательно, истинная цель человека-в этой жизни обрести истину, а в загробной жизни увидеть эту Истину в Боге. Ибо, если предположить, согласно Аристотелю, что человек ищет счастья, где ему лучше всего его найти? Ни в телесных удовольствиях, ни в почестях, ни в богатстве, ни во власти, ни даже в действиях моральной добродетели, хотя все это может доставлять удовольствие. Давайте также допустим, что“совершенное расположение тела необходимо… для совершенного счастья”107. Но ни одно из этих благ не может сравниться со спокойным, всепроникающим, продолжающимся счастьем понимания. Возможно, вспоминая Вергилия'sFelix с qui potuit энциклики Rerum cognoscere causas—“счастлив тот, кто смог познать причины вещей”—Томас считает, что высшее достижение и удовлетворение души—естественная кульминация его своеобразной рациональности—будет так, “что на ней должна быть вписана в общий порядок мироздания и его причины.”108 в мир, превосходящий всякое понимание приходит из понимания.

Но даже это высшее земное блаженство оставило бы человека не совсем довольным, все еще неудовлетворенным. Смутно он знает, что“совершенного и истинного счастья в этой жизни быть не может”. В нем есть то, что безудержно жаждет счастья и понимания, которые будут защищены от превратностей судьбы и перемен. Другие аппетиты могут найти свое успокоение в промежуточных благах, но разум полноценного человека не успокоится, пока не достигнет той суммы и вершины истины, которой является Бог.109 Только в Боге есть высшее благо, как источник всех других благ, так и причина всех других причин, истина всех истин. Конечная цель человека—это Блаженное Видение-видение, которое дает блаженство.

Следовательно, вся этика-это искусство и наука подготовки человека к достижению этого кульминационного и вечного счастья. Нравственная благость, добродетель, может быть определена как поведение, способствующее истинной цели человека, которая состоит в том, чтобы увидеть Бога. Человек естественно склоняется к хорошему—желаемому; но то, что он считает хорошим, не всегда является нравственно хорошим. Из-за ложного суждения Евы о добре человек ослушался Бога и теперь несет в каждом поколении заразу этого первого греха.* Если в этот момент кто-нибудь спросит, почему Бог, который предусматривает все должны были сотворены мужчиной и женщиной обречены на такое любопытство, и расой, предназначенной для такой наследственной вины, Томас отвечает, что это метафизически невозможно для любого живого существа, чтобы быть совершенным, и что человека свободы грех-это цена, которую он должен заплатить за его свободу выбора. Без этой свободы воли человек был бы автоматом не выше, а ниже добра и зла, обладающим не большим достоинством, чем машина.

Погруженный в доктрину первородного греха, погруженный в Аристотеля, погруженный в монашескую изоляцию и ужас перед другим полом, Томасу было почти суждено плохо подумать о женщине и говорить о ней с мужской невинностью. Он следует кульминационному эгоизму Аристотеля, полагая, что природа, подобно средневековому патриарху, всегда желает произвести на свет мужчину, и что женщина-это нечто ущербное и случайное (deficiens et occasionatum); она-мужчина, пошедший наперекосяк (mas occasionatum); вероятно, она является результатом какой-то слабости отца. Опираясь на аристотелевскую и современную биологию, Томас предположил, что женщина внесла в потомство только пассивную материю, в то время как мужчина внес активную форму; женщина-это триумф материи над формой. Следовательно, она является более слабым сосудом в теле, уме и воле. Она относится к мужчине так же. чувства должны рассуждать. В ней преобладает сексуальный аппетит, в то время как мужчина является выражением более устойчивого элемента. И мужчина, и женщина созданы по образу Божьему, но особенно мужчина. Мужчина-это принцип и цель женщины, как Бог-это принцип и цель Вселенной. Ей нужен мужчина во всем; она нужна ему только для продолжения рода. Мужчина может выполнять все задачи лучше, чем женщина,—даже уход за домом.112 Она не способна занимать какую-либо жизненно важную должность в Церкви или государстве. Она является частью человека, буквально ребром.113 Она должна смотреть на человека как на своего естественного учителя, должна принимать его руководство и подчиняться его исправлениям и дисциплине. В этом она найдет свое удовлетворение и свое счастье.

Что касается зла, то Томас старается доказать, что метафизически его не существует.Зло есть не сущее, зло не является позитивной сущностью; каждая реальность как таковая является добром;114 зло-это просто отсутствие или лишение какого-либо качества или силы, которыми существо должно обладать естественным образом. Так что нет ничего плохого в том, что у человека нет крыльев, но плохо, что у него нет рук; однако отсутствие рук не является злом для птицы. Все, что сотворено Богом, хорошо, но даже Бог не мог передать Свое бесконечное совершенство сотворенным вещам. Бог допускает определенное зло для достижения благих целей или для предотвращения большего зла, точно так же,“как человеческие правительства… справедливо терпеть определенные пороки”—например, проституцию, - “чтобы... не навлечь на себя еще большее зло”115.

Грех-это акт свободного выбора, нарушающий порядок разума, который также является порядком Вселенной. Порядок разума - это правильное приспособление средств к целям. В случае человека это корректировка поведения для достижения вечного счастья. Бог дает нам свободу поступать неправильно, но Он также дает нам, благодаря божественному вливанию, чувство правильного и неправильного. Эта врожденная совесть абсолютна, и ей нужно повиноваться любой ценой. Если Церковь приказывает что - то против совести человека, он должен ослушаться. Если его совесть говорит ему, что вера во Христа-это зло, он должен питать отвращение к этой вере116.

Обычно совесть склоняет нас не только к естественным добродетелям справедливости, благоразумия, воздержания и стойкости, но и к теологическим добродетелям веры, надежды и милосердия. Эти последние три составляют отличительную мораль и славу христианства. Вера-это моральный долг, поскольку человеческий разум ограничен. Человек должен верить на веру не только в те догматы Церкви, которые выше разума, но и в те, которые могут быть познаны с помощью разума. Поскольку ошибка в вопросах веры может привести многих в ад, не следует проявлять терпимость к неверию за исключением того, чтобы избежать большего зла; поэтому“Церковь временами терпела обряды даже еретиков и язычников, когда неверующих было очень много”. 117 Неверующим никогда не следует позволять приобретать власть или власть над верующими.118 Терпимость может быть особенно проявлена к евреям, поскольку их обряды были прообразом обрядов христианства, и поэтому“свидетельствуйте о вере”. 119 Некрещеных евреев никогда не следует принуждать принимать христианство.120 Но еретиков—тех, кто отказался от веры в доктрины Церкви,—можно должным образом принудить.121 Никто не должен считаться еретиком, если он не упорствует в своем заблуждении после того, как ему указали на это церковные власти. Те, кто отрекся от своей ереси, могут быть допущены к покаянию и даже восстановлены в своих прежних достоинствах; если, однако, они вновь впадут в ересь,“они допущены к покаянию, но не избавлены от смертной боли”122.

6. Политика

Томас трижды писал о политической философии: в своем комментарии к политике Аристотеля, в "Теологической мысли" и в кратком трактате "Принцип режима" —О правлении князей* Первое впечатление состоит в том, что Томас просто повторяет Аристотеля; когда мы читаем дальше, мы поражены количеством оригинальной и острой мысли, содержащейся в его работе.

Социальная организация-это инструмент, который человек разработал как замену физиологических органов приобретения и защиты. Общество и государство существуют для индивида, а не он для них. Суверенитет исходит от Бога, но принадлежит людям. Однако народ слишком многочислен, рассеян, непостоянен и неосведомлен, чтобы осуществлять эту суверенную власть напрямую или мудро; поэтому они делегируют свою власть князю или другому лидеру. Это дарование власти народом всегда может быть отменено, и“князь обладает властью издавать законы только в той мере, в какой он представляет волю народа”123.

Суверенная власть народа может быть делегирована многим, нескольким или одному. Демократия, аристократия и монархия могут быть хорошими, если законы хороши и хорошо управляются. В целом конституционная монархия является лучшей, поскольку обеспечивает единство, преемственность и стабильность;“множеством”, как сказал Гомер, “лучше управлять одному, чем нескольким”124. Однако принц или король должен быть выбран народом из любого свободного сословия населения.125 Если монарх становится тираном, он должен быть свергнут упорядоченными действиями народа.126 Он всегда должен оставаться слугой, а не хозяином закона.

Закон состоит из трех частей: естественного, как в“естественных законах” вселенной; божественного, как открыто в Библии; человеческого или позитивного, как в законодательстве штатов. Третье стало необходимым из - за страстей людей и развития государства. Поэтому Отцы церкви верили, что частная собственность противоречит естественному и божественному закону и является результатом греховности человека. Томас не признает, что собственность противоестественна. Он рассматривает аргументы коммунистов своего времени и отвечает, как Аристотель, что, когда все владеют всем, никто ни о чем не заботится.127 Но частная собственность-это общественный фонд.“Человек должен обладать внешними вещами не как своими собственными, а как общими, чтобы он был готов сообщать их другим в их нуждах”128. Для человека желать или стремиться к богатству, превышающему его потребность в поддержании своего положения в жизни, является греховной алчностью.129“Все, чем некоторые люди обладают в избытке, по естественному закону предназначено для оказания помощи бедным”; и “если нет другого средства, законно для человека удовлетворять свои собственные потребности посредством чужой собственности, принимая ее открыто или тайно”130.

Томас был не из тех, кто превратит экономику в унылую науку, отделив ее от морали. Он верил в право общины регулировать сельское хозяйство, промышленность и торговлю, контролировать ростовщичество и даже устанавливать“справедливую цену” на услуги и товары. Он с подозрением посмотрел на искусство покупать дешево и продавать дорого. Он решительно осудил всю спекулятивную торговлю, все попытки извлечь выгоду из умелого использования рыночных колебаний.131 Он выступал против кредитования под проценты, но не видел греха в заимствовании“для хорошей цели " у профессионального ростовщика 132.

Он не поднялся выше своего времени в вопросе о рабстве. Софисты, стоики и римские легисты учили, что по“природе” все люди свободны; Отцы Церкви согласились и объяснили рабство, как и собственность, результатом греховности, приобретенной человеком в результате грехопадения Адама. Аристотель, друг сильных мира сего, оправдывал рабство как следствие естественного неравенства людей. Томас пытался reconcilethese просмотров: в состоянии невинности не было рабства; но после падения он был найден полезным предметом простые люди с волхвами; те, кто имеют сильные тела, но слабые умы предназначен природой быть рабами.133 раб, однако, принадлежит своему хозяину только в теле, не в душе, раб не обязан давать полового акта, чтобы мастер; и все заповеди христианской морали должны применяться в лечении раб.

7. Религия

Поскольку экономические и политические проблемы в конечном счете являются моральными, Томасу кажется справедливым, что религия должна быть поставлена выше политики и промышленности, и что государство должно подчиняться в вопросах морали надзору и руководству со стороны Церкви. Власть тем благороднее, чем выше ее цель; цари земли, ведущие людей к земному блаженству, должны подчиняться папе, который ведет людей к вечному счастью. Государство должно оставаться верховным в светских делах; но даже в таких вопросах папа имеет право вмешиваться, если правители нарушают правила морали или наносят ущерб своим народам, которого можно избежать. Поэтому папа может наказать плохого короля или освободить подданных от присяги на верность. Более того, государство должно защищать религию, поддерживать Церковь и обеспечивать выполнение ее декретов.134

Высшая функция Церкви-вести людей к спасению. Человек является гражданином не только этого земного государства, но и духовного царства, бесконечно большего, чем любое государство. Высшие факты истории заключаются в том, что человек совершил бесконечное преступление, ослушавшись Бога, тем самым заслужив бесконечное наказание; и что Бог-Сын, став человеком и претерпев позор и смерть, создал искупительный запас благодати, с помощью которого человек может быть спасен, несмотря на первородный грех. Бог дает эту благодать, кому пожелает; мы не можем понять причины Его выбора; но“никто не был настолько безумен, чтобы сказать, что заслуга является причиной божественного предопределения”135. Ужасное учение Павла и Августина повторяется в кротком Фоме:

Подобает, чтобы Бог предопределил людей. Ибо все подчинено Его Провидению ... Как люди предназначены к вечной жизни через Провидение Божье, так и часть этого Провидения состоит в том, чтобы позволить некоторым отпасть от этой цели; это называется порицанием.... Как предопределение включает в себя волю даровать благодать и славу, так и осуждение включает в себя волю позволить человеку впасть в грех и наложить наказание в виде проклятия за этот грех.... “Он избрал нас в Себе еще до основания мира”136.

Фома изо всех сил пытается примирить божественное предопределение с человеческой свободой и объяснить, почему человек, чья судьба уже предрешена, должен стремиться к добродетели, как молитва может повлиять на неизменного Бога или какова может быть функция Церкви в обществе, отдельные личности которого уже разделены на спасенных и проклятых. Он отвечает, что Бог просто предвидел, как каждый человек будет свободно выбирать. Предположительно, все язычники относятся к числу проклятых, за исключением, возможно, немногих, кому Бог даровал особое и личное откровение*137.

Главное счастье спасенных будет состоять в том, чтобы видеть Бога. Не то чтобы они поймут Его; только бесконечность может понять бесконечность; тем не менее, благодаря вливанию божественной благодати благословенные увидят сущность Бога.139 Все творение, исходящее от Бога, возвращается к Нему; человеческая душа, дар Его щедрости, никогда не отдыхает, пока не воссоединится со своим источником. Таким образом, божественный цикл творения и возвращения завершен, и философия Томаса заканчивается, как и началась, Богом.