Ядовитое существо, полное обмана,
Увядающий цветок, который увядает от жары.6
Его поэзия временами обретала мрачное величие Псалмов:
Установи нам мир, о Господь,
В вечной благодати,
И не будем мы Тебе ненавистны,
Который является местом нашего обитания.
Мы все время бродим туда-сюда,
Или сидеть в цепях в изгнании тоскливо;
И все же провозглашайте, куда мы идем,
Великолепие нашего Господа здесь.7
Его шедевр,Кетер Малкут (Царская корона), прославлял величие Бога, как его ранние стихи прославляли его собственные:
От Тебя к Тебе Я лечу, чтобы победить
Место убежища, и внутри
Твоя тень от Твоего гнева спрячься,
Пока Твой гнев не будет отклонен.
К Твоей милости Я буду цепляться
Пока Ты не услышишь сострадания;
И я не перестану держать Тебя в своих объятиях.
Пока Твое благословение не осветит меня.8
Богатство и разнообразие еврейской культуры в мусульманской Испании были обобщены в семье Ибн Эзры в Гранаде. Яков ибн Эзра занимал важный пост в правительстве короля Хаббуса при Самуиле ибн Нагделе. Его домом был салон литературы и философии. Из его четырех сыновей, воспитанных в этой атмосфере учености, трое достигли выдающихся успехов: Иосиф занял высокий пост в государстве и возглавил еврейскую общину; Исаак был поэтом, ученым и талмудистом; Моисей ибн Эзра (1070-1139) был ученым, философом и величайшим еврейским поэтом поколения до Халеви. Его счастливая юность закончилась, когда он влюбился в красивую племянницу, отец которой (его старший брат Исаак) выдал ее замуж за своего младшего брата Авраама. Моисей покинул Гранаду, странствовал по чужим землям и питал свою безнадежную страсть поэзией.“Хотя твои губы роняют мед, чтобы другие пили, жили, дышали миррой, чтобы другие вдыхали. Хотя ты и лжешь мне, все же я буду верен тебе, пока холодная земля не заявит о своих правах. Мое сердце радуется песне соловья, хотя певец парит надо мной и вдалеке.9 В конце концов, как и Габироль, он настроил свою арфу на благочестие и запел псалмы мистической капитуляции.
Абрахам бен Меир ибн Эзра, которого Браунинг использовал в качестве выразителя викторианской философии, был дальним родственником, но близким другом Моисея ибн Эзры. Родившийся в Толедо в 1093 году, он в юности испытывал голод и жаждал знаний во всех областях. Он тоже скитался из города в город, от занятия к занятию, во всем ему не везло; “Будь свечи моим товаром, - сказал он с ироничным юмором еврея, - солнце никогда бы не зашло; если бы я продавал погребальные саваны, люди жили бы вечно.” Он путешествовал через Египет и Ирак в Иран, возможно, в Индию, вернулся в Италию, затем во Францию и Англию; в семьдесят пять лет он возвращался в Испанию, когда умер, все еще бедный, но прославленный во всем еврействе как своей поэзией, так и своей прозой. Его работы были столь же разнообразны, как и места его жительства—по математике, астрономии, философии, религии; его стихи касались любви и дружбы, Бога и природы, анатомии и времен года, шахмат и звезд.Он придал поэтическую форму идеям, распространенным в Эпоху Веры, и предвосхитил Ньюмена в еврейской мелодии:
О Бог земли и небес,
Дух и плоть принадлежат Тебе!
Тебе дана мудрость
Божественный внутренний свет человека
Мое время в Твоих руках,
Ты знаешь, что лучше;
И где я боюсь стоять
Твоя сила приносит благословенную помощь.
Твоя мантия скрывает мои грехи,
Твои милости-моя надежная защита;
И за Твое щедрое провидение
Ты не потребуешь никакой компенсации.10
Современники ценили его главным образом за библейские комментарии ко всем книгам Ветхого Завета. Он защищал подлинность и божественное вдохновение еврейских Писаний, но интерпретировал как метафоры антропоморфные фразы, применяемые к Божеству. Он был первым, кто предположил, что Книга Пророка Исайи была работой двух пророков, а не одного. Спиноза считал его основоположником рациональной библейской критики11.
Величайшим европейским поэтом своего времени был Иегуда Галеви (1086-1147?). Родившийся в Толедо через год после его захвата Альфонсо VI Кастильским, он вырос в безопасности при самом просвещенном и либеральном христианском монархе того времени. Одно из его ранних стихотворений понравилось Моисею ибн Эзре; старший поэт пригласил Иегуду приехать и пожить с ним в Гранаде; там Моисей и Исаак ибн Эзра развлекали его в течение нескольких месяцев в своих домах. Его стихи читались, его эпиграммы повторялись в каждой еврейской общине Испании. Его поэзия отражала его добродушный характер и счастливую юность; он пел о любви со всем мастерством и искусством мусульманского или провансальского трубадура и с чувственной интенсивностью Песни Песней. В одном стихотворении—“Сад его восторга”—в пылкие стихи вложены самые откровенные отрывки этого эротического шедевра: