Проблема внутреннего и внешнего в любой духовной практике занимает особое место. Дача же всем своим существованием представляет связь внутреннего мира того, кто хозяйствует и своей волей задает порядки на ограниченном участке планетарной поверхности и мира внешнего, объективного – земли, погоды, живых существ – растений, бабочек, пчел, птиц, ящериц, лягушек, бактерий, вирусов; общества, техносферы.
При этом многие понятия и представления, хотя и касаются более работы нашего сознания и воображения, тем не менее вполне явственно присутствуют во внешнем мире. К таким понятиям можно отнести понятие БЛАГОДАТИ.
Когда в прошлой статье мы говорили о том, что же именно ДОЛЖНА ДАВАТЬ ДАЧА, мы называли это как НЕЧТО просто потому, что на тот момент я еще не мог подыскать подходящего определения. После некоторых раздумий я остановился на слове «благодать», как на наиболее соответствующем описываемому явлению.
Благодать есть сила, которая присутствует вокруг и внутри нас и реализуется через состояние духовной сопричастности прекрасному. Как сказали бы философы, это феномен, объективирующий себя через наше восприятие и сходный с энергией, постоянно переходящей из одного состояние в другое. Сложно сказать, существует ли благодать как нечто абсолютное, за пределами нас и наших представлений, но в конечном итоге так ли это важно?
Когда мы просто созерцаем прекрасное, потребляем его – мы получаем наслаждение или удовольствие, и часто и то, и другое может иметь последствие в виде страдания. Причина этого та, что всякое потребление конечно и одновременно имеет свою цену, которую нам необходимо вернуть.
Благодать принципиально бесконечна, ибо включает в себя как процесс потребления, так и процесс постоянного рождения нового; при этом человек не постороннее лицо, не зритель, а полноправный участник происходящего.
Съев сладкую ягоду, можешь познать удовольствие. Собирая урожай и радуясь удачному году – познаешь наслаждение. Осознав сменяемость времен года и находя одинаково прекрасными зелень молодых, едва заметных ростков и хранимые плоды, познаешь благодать.
При этом благодать разрушается как чрезмерной привязанностью к каким-либо предметам или понятиям, так и безразличием. Если вы высадили какие-нибудь особо ценные помидоры на своей грядке, денно и нощно переживая за их благополучие, то ни о какой благодати не может идти и речи. Особенно если они, как назло (а это почти всегда так и бывает) съедаются какой-нибудь мистически возникшей медведкой. С другой стороны, если вам совсем плевать на все ваши посадки и их судьба вас вообще не трогает – здесь тоже мало благодатного.
При этом крайне важно осознавать то, что в дачной практике благодать не может существовать исключительно во внешней или исключительно во внутренней своей форме. Одно непременно перетекает в другое. Невозможно сохранять благорасположение духа там, где пространство наполнено отталкивающими, безобразными вещами и явлениями; точно так и болезненный, мятущийся дух непременно оставит свой негативный отпечаток на окружении.
Исходя из вышесказанного, сама дачная практика имеет как внешнюю сторону, так и внутреннюю. Внешняя – работа по преобразованию пространства на участке с тем, чтобы оно было прекрасным и одновременно продуктивным. Внутренняя – работа над собственным Я, чтобы полноценно ощущать и осознавать происходящее и быть способным творить прекрасное. Если дачная деятельность не приносит ничего полезного духу владельца участка, то это бесполезная деятельность.
Безусловно, сама идея дачной практики корнями уходит в фундаментальный образ Эдема, Райского Сада, в котором все бытие человека проходило в совершенной благодати. На глубинном уровне собственного сознания мы представляем благодатное место не иначе, как продуктивную систему, наполненную цветущими и плодоносящими растениями и животными, живущими в гармонии между собой и с нами. Почему-то райское место почти ни у кого не ассоциируется с богато украшенной пещерой или каким-то дворцом, ни с поразительной красоты инопланетными пейзажами, но именно с садом. И это явно не просто причуда нашего восприятия.
Благодать способна быть воспринята через гармоничное сочетание пяти человеческих деяний: Созерцание, Размышление, Вкушение, Созидание и Отдых. При этом каждое из этих деяний может быть соотнесено с системой природных первоэлементов, исконных стихий, которые встречаются в культуре многих народов (и прежде всего представлены в древнекитайском наследии), и в дачной практике часто связаны с микрозонами участка, оформленными определенным образом. Так или иначе, БЛАГОДАТНЫЙ УЧАСТОК СТРЕМИТСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ ГАРМОНИЧНЫМ ОБРАЗОМ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ВСЕЛЕННУЮ, а ДАЧНАЯ ПРАКТИКА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ НАПОЛНИТЬ БЛАГОДАТЬЮ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА .
Вкушение связано с элементом Воды, так как именно вода обеспечивает то, что мы способны воспринять вкус и запах. Совершенно сухое не имеет вкуса и не ощущается в качестве аромата. Одновременно оно соотносится со свойственным Воде движением сверху вниз (точно так, как путь пищи или напитков в человеческом теле). Вкушение имеет огромное влияние в целом на то, благодатна ли жизнь человека, и в дальнейшем мы поговорим об этом подробнее.
Отдых представляет стихию Земли, так как Земля является наиболее неподвижным элементом, тяготеющим к покою. Соотносится эта деятельность с горизонтальным положением, со стремлением к определенной неподвижности.
Созерцание представляет стихию Огня, Света, так как в обычном понимании невозможно без него. Соотносится с движением вверх и к центру.
Размышление связано со стихией Металла, соотносясь с движением извне к центру, с концентрацией.
Созидание связано со стихией Дерева и движением вверх и в стороны, подобно ходу ветвей.
Из древнейших учений нам известно несколько циклов взаимодействия природных первоэлементов, и если мы приложим данное знание к пяти человеческим деяниям, мы можем понять основу развития Благодати как в общем, в человеческой жизни, так непосредственно в дачной практике.
Самый известный цикл стихий – цикл порождения. Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево, а Дерево порождает Огонь. Переложив это цикл на человеческие деяния, мы можем представить, что Созерцание порождает Отдых, Отдых порождает Размышление, Размышление порождает Вкушение, Вкушение порождает Созидание, а Созидание порождает Созерцание.
Второй цикл стихий – цикл подавления. Вода забирает силу у Огня, Земля подавляет Воду, Дерево истощает Землю, Металл подавляет Дерево, а Огонь отнимает силу у Металла. Соответственно Вкушение подавляет Созерцание, Отдых отнимает силу Вкушения, Созидание истощает Отдых, Размышление подавляет Созидание, а Созерцание уменьшает Размышление.
Оба этих цикла нуждаются в более подробно пояснении. Обратившись к циклу порождения, мы можем понять то, как различные виды деяний поддерживают (подпитывают) друг друга, точно так, как это происходит со стихиями. Для того, чтобы хорошо отдохнуть, нужно смотреть на что-либо приятное, избегая мыслей и суждений. Чтобы о чем-то продуктивно подумать, нужно хорошо отдохнуть. После размышлений совсем неплохо подкрепиться чем-либо вкусным и полезным, и лишь затем можно уже ринуться воплощать идеи в реальность. После всех праведных трудов приятно посмотреть на сделанное.
Естественно, что это очень грубая, поверхностная трактовка, и мы встретим еще и другие.
Цикл подавления означает то, что одно деяние в избыточном количестве препятствует иному. Если сосредоточиться на пище, то сложно быть наблюдательным; если отдохнуть, то потребность в пище становится меньше; если работать, то наоборот, накапливается усталость и появляется нужда в отдыхе. Избыточное количество мыслей препятствует работе, а сосредоточенность на созерцании препятствует размышлениям (впрочем, скорее размышления препятствуют созерцанию для неподготовленного сознания).
Правильное сочетание стихий и деяний позволяет достичь наибольшей благодати в дачной практике.