Предательство – преступление без срока давности. Понять, простить можно многих, но предателя? А может быть можно? Особенно если прошло уже 15 лет. Но для начала герои французского фильма «Мари-Октябрь» (1959) должны выяснить, а было ли само предательство.
1959 год, во французском особняке собрались десятеро ветеранов Сопротивления. Все они входили в одну подпольную группу. 15 лет назад, в августе 1944 года по ней был нанесен удар гестапо. Спастись удалось всем, кроме одного, командира группы.
Обещанный вечер памяти, встреча «однополчан» быстро превращается в камерный детектив с поиском виновного. Единственная женщина в группе Мари, (подпольная кличка Мари-Октябрь) объявляет, что две недели назад встретилась с немцем, бывшим гестаповцем. Он-то и сообщил, что сигнал о сборище группы в 1944 году поступил от одного из ее членов.
Такова вводная. Дальше начинается действие, сюжет которого пересказывать нельзя. Возможно кто-то из незнакомых с фильмом захочет глянуть хоть одним глазком. И между прочим не прогадает, поскольку «Мари-Октябрь» кино стоящее.
Идеальный сценарий для театральной постановки. Десять, нет, одиннадцать героев (еще служанка), одна комната и много любопытных разговоров с резкими поворотами. Подозрение переползает с одного на другого, вскрываются новые неожиданные подробности, обстоятельства.
Сменяются возможные мотивы предателя: давняя работа на гестапо; кража из подпольной кассы 3 миллионов; любовь и ревность – в группе всего одна женщина, Мари-Октябрь, и та красавица. И ковыряют соратники друг дружку, вскрывают старые раны, поднимают на поверхность давно улегшуюся муть.
До конца неясно, а есть ли вообще в этой группе виновный, не провокация ли всё это дело? Жребий брошен. Даже если никого не найдут, не обвинят, осадок останется, сомнение сгложет дружбу до основания. Надо ли было ворошить прошлое? Не лучше ли покойникам остаться по ту сторону, а живым продолжать жить по эту?
Другой вопрос: что делать с виновным, если удастся его выявить? Идти в полицию без веских доказательств? Протрубить в газетах? Или решить это дело так же, как решали его во время войны? В разговорах всплывает эпизод с убийством предателя в 1943 году.
Любопытное зрелище с превосходным сценарием и отличной актерской игрой. Казалось бы, одиннадцать почти незнакомых актеров, легко запутаться. Ан нет, тщательная режиссура и возможность каждому сказать свое веское слово позволяет быстро определить 11 уникальных, несмешиваемых характеров.
Герои не сливаются в одну массу, для зрителя каждый становится заметной личностью. Нетрудно поверить в виновность каждого, нетрудно не хотеть, чтобы тот или другой оказался предателем. Это высший пилотаж, это и есть настоящее театральное или киноискусство.
Предваряя возможное уклонение в сторону, я намеренно не хочу говорить ни о французском Сопротивлении вообще, ни о его роли в войне, ни об этой группе подпольщиков в частности. Фильм не об этом. Для французов персонажи являются ветеранами войны, а для незаинтересованного зрителя это всего лишь хороший психологический детектив без идеологической или исторической подоплеки.
Признаться, страсть как люблю именно такие камерные сюжеты, с характерами, с разговорами. А если они еще и реализованы на таком высоком уровне, то вообще праздник. Рекомендуется любителям детективов и старого французского кино.
8 из 10
#кино #французское кино #детектив #детективные фильмы