Найти в Дзене
Пульт.ру

Запись, воспроизведение, носитель — что важней для качества винила?

Продолжаем наш рассказ о виниле. Рискну предположить, что низкая популярность упомянутой в конце предыдущего материала квадрофонии была обратно пропорциональна числу попыток ее реализации. В отличие от однозначных моно и стереофонии тут количество вариантов было действительно впечатляющим. Помимо получивших хоть какое-то развитие QS и SQ, разработанных в сотрудничестве с Sansui и Sony соответственно, а также CD-4 (она же Quadradisc) от JVC, на рынке в свое время присутствовали фактически невостребованные EV-4 от Electro-Voice, Dynaquad от Dynaco и UD-4 от Denon. И проблема тут была даже не столько в качестве кодирования/декодирования, сколько в том, что всё это были пластинки физически разных форматов, требовавших различного оборудования для их воспроизведения, ну примерно как для VHS/DVD/BD.

-2

Итак, путем увеличения числа каналов улучшить звучание грампластинок не получилось. А что же делалось для повышения качества стереозвука на виниле? В 1955 году Mercury Records стала практиковать 3-микрофонные записи (Mercury Living Presence), где основная роль, по аналогии с моно, отводилась центральному микрофону, а боковые задавали глубину и пространство. Начиная с 1961 года эти записи велись на магнитную пленку шириной 35 мм, что существенно снижало копирэффект и расширяло частотный диапазон. Получившиеся записи затем сводились в классическую стереодорожку и надо сказать, что даже сейчас они звучат очень качественно. Еще одна серия того же времени, настоятельно рекомендуемая к прослушиванию — Living Stereo от RCA.

-3

Всё новое — это хорошо забытое старое, данное высказывание как нельзя лучше подтверждает тот факт, что спустя четверть века в индустрию виниловой звукозаписи вернулся метод direct-to-disc. Напомню, что до появления магнитофонов так записывались все пластинки, а сейчас — только самые что ни на есть аудиофильские. Что же дает такое технологическое решение? Ну как минимум — отсутствие в качестве промежуточного звена нескольких сессий перезаписи с пленки на пленку, отсюда и гораздо более высокое качество звучания. Но есть и недостатки, главный из которых — каждое произведение артисты должны исполнять без остановки, возможность перезаписи тут отсутствует как класс. Впрочем, много ли вы знаете живых концертов с технологическими перерывами?.. Прекрасный образчик записей direct-to-disc — релизы студии Sheffield Lab.

-4

Однако качественно записать и напечатать пластинку — это одно, а вот как ее бережно воспроизвести, особенно если перед вами филофонический раритет, а все мы прекрасно понимаем, что процесс считывания в грамзаписи механический и он к сожалению непосредственно связан с постепенной деградацией носителя. В идеале вообще не касаться пластинки, но ведь это же не компакт-диск с его лазерной системой... Тем не менее, пластинку можно считывать лазером! Впервые об этом методе заговорили больше 40 лет назад, но первый серийный экземпляр (ELP LT-1XA) появился 20 лет назад, родом он был из Японии и стоил тогда больше 20 тысяч долларов. В настоящий момент стоимость проигрывателя снижена до 15 тысяч долларов, он по-прежнему не умеет воспроизводить прозрачные и цветные диски, что же до качества звучания... мнений много и они разные. В любом случае, надо заметить, что путь сигнала в данном случае полностью аналоговый, никакой оцифровки не происходит.

-5

Улучшать можно не только качество записи и воспроизведения, но и качество самого носителя. Direct Metal Mastering — это процесс, разработанный двумя немецкими компаниями, студией звукозаписи Teldec и производителем микрофонов Neumann. Он предполагает нарезку матрицы для печати винила не на лакированном алюминиевом диске, а на медном, причем алмазным резцом и на высокой частоте, порядка нескольких десятков кГц. За счет улучшения матрицы и устранения нескольких промежуточных шагов до непосредственно печати тиража, качество звучания существенно улучшается. Отличный пример DMM сегодня — это например издания небольшой немецкой студии Stockfisch.

Наконец, нельзя не отметить и такой фактор, как качество самого винила. Он может быть либо полностью или частично переработанный, либо же первичный (т. н. virgin), что существенно сокращает вероятность появления в нем посторонних вкраплений и как следствие — щелчков и тому подобных артефактов звучания. Плюс имеет значение толщина пластинки и соответственно ее масса. Различные аудиофильские издания зачастую печатаются на виниле 180-220 г., такая пластинка значительно меньше подвержена деформации при хранении или перевозке, а следовательно и лучше а следовательно и лучше сохраняет содержащуюся на ней запись.

PULT.ru ― Ваш личный эксперт в электронике!

#звук #акустика #винил#pult.ru #hi-fi #аудиофилы #хай-фай #пульт.ру #аудиосистемы