Всем отдыхающим в Кисловодске в выходные дни (когда нет никаких процедур) предлагают совершить экскурсии на близлежащие горнолыжные курорты - Эльбрус и Домбай (про наш отдых в Кисловодске тут #кисловодск 0220 ). Из Кисловодска до них ехать конечно прилично - более 150 км до Домбая, и более 200 - до Эльбруса. Чтобы успеть все посмотреть и вернуться к 21-22 часам вечера экскурсионные автобусы отправляются еще затемно - в 5-6 часов утра.
Мы же выбрали для себя Домбай - так как опыт поездки на Эльбрус у нас уже был, правда не совсем удачный (в горах шел сильный снег, видимость нулевая и плюс ко всему было довольно прохладно). К сожалению в это воскресенье погоду тоже обещали не самую хорошую - в Кисловодске мороз -10, ну а в горах еще больше. Но другого выходного дня для поездки в горы у нас не было, так что едем несмотря ни на что.
Поскольку ехать мы собирались на своем автомобиле, то выехать решили не в 5-6 утра, а часов в 9 - с целью к 12 быть на месте. Практически сразу за Кисловодском, перед поворотом на Медовые водопады начинается соседний регион - Карачаево-Черкесия. И встречает она целой россыпью сел, расположенных в долине реки Подкумок. Много светофоров, лежачих полицейских и везде ограничение скорости 40км/ч. Видимо здесь только так от местных водителей можно добиться спокойной езды по населенным пунктам. Зато как только заканчиваются села - начинается простор. Большая часть трафика сразу же за селами уходит по серпантину направо в направлении города Усть-Джегута. Ну а мы начинаем потихоньку подниматься на перевал #Гум-баши.
Дорога тут практически прямая. По обочинам гуляют коровы, попадаются и палатки с горным медом (правда закрытые на зиму). Подъем длинный - километров 20, поэтому сразу даже и не замечаешь того - что поднялся на перевал, и лишь на самой вершине, когда начинается серпантин понимаешь, что справа горные вершины с тобой рядом, а слева открывается неимоверный простор - проехать мимо без остановки невозможно.
Дорога, прежде чем пойти на спуск, делает несколько длинных витков по плато. Тут есть и небольшой горнолыжный склон с подъемником, и кафе с отличным видом на окружающие горы - среди которых выделяются вершины Эльбруса. Но наша цель на сегодня значительно дальше, поэтому немного померзнув на перевале отправляемся дальше в путь. Сразу за перевалом есть съезд на панорамную смотровую площадку - запоминаем и обещаем себе заехать на обратном пути.
Спуск с этой стороны перевала значительно короче, поэтому представляет собой серпантин с приличным уклоном и проходит через два села - Верхняя и Нижняя Мара. Названы они так по имени одноименной реки, на которой села и расположены. Разумеется Верхняя Мара ближе к перевалу, а Нижняя Мара заканчивается практически у начала подъема. Небольшая долина реки приводит нас на окраину Карачаевска - районного центра, давшего свое имя целой Республике. Движение в городе не быстрое, так же много и лежачих полицейских. На круговых перекрестках забираем направо и по улице Ленина, вдоль реки Теберда выбираемся из города. Дальше прямо дорога приведет нас в Домбай, по пути есть несколько сел, но все же большая часть дороги проходит по долине реки - есть где разогнаться и обогнать тихоходов.
Все села тут на одно название Теберда - Верхняя, Нижняя, Новая и просто Теберда. Так вот проезжая последнюю - как примета тут у дороги больница, смотровая площадка и мост на правый берег реки, попадаешь в другой мир. Кругом огромные ели, среди которых дорога начинает сильно петлять. Это начинается территория Тебердинского заповедника.
Тут уже начинается снегопад - а машины, едущие навстречу щеголяют почти полуметровыми шапками снега на крыше - атмосфера снежного курорта просто накрывает. Домбай поселок небольшой, и расположен в небольшой долине у слияния трех рек. С парковкой тут конечно сложности, особенно в выходные, когда приезжают экскурсии.
Ну а теперь собственно к канатной дороге - как уже отмечалось выше - подходящий день для поездки у нас увы был только один, и не самый лучший. На кассе канатки нам с ребенком практически запретили подниматься выше первой очереди - аргументировав тем, что утром уже спускали оттуда двух человек с обморожением. И в общем-то были правы - даже на первой очереди (высота 2270 м.) было очень холодно (-20 если не больше), а из-за снега видимость была кое какая, еще выше все просто тонуло в белом молоке.
Что же касается первой очереди - то снизу сюда приходят две канатки - гондольная (маленькие вагончики) и маятниковая (два больших вагончика). А выше ведут уже только открытые кресельные подъемники - в мороз и ветер без спец. одежды тут конечно будет очень и очень неуютно. Здесь, внизу (начале) плато между двумя станциями канаток раскинулся целый рынок со всякой всячиной, также есть смотровые площадки и кафе (с туалетами).
Поскольку подъем к началу плато очень крутой, и весь в вековых елках сумасшедшей красоты, то горнолыжных трасс, ведущих с плато в поселок тут нет - все зоны катания лежат выше первой очереди канаток. Но и в самом поселке тоже интересно - тут есть живописнейший мост через реку, рынки и палатки, кафе и отели. Зимний курорт как ни крути.
Мы же вкусно отобедав и изрядно померзнув решаем успеть вернуться обратно засветло на кругозор Гум-Баши - благо утром там никакого намека на снегопад не было и была отличная видимость. Миновав Верхнюю Мару заезжаем чуть в горку на запримеченный еще утром кругозор. И вовремя - кругом снежные вершины, видно как метет пурга на вершинах Эльбруса, стоишь, смотришь на закатное солнце сверху вниз а внутри один восторг.
Дальше тронулись уже в сумерках, и не успели спуститься с перевала как уже стемнело. Но несмотря на это к ужину к себе в санаторий мы спокойно успели. Поскольку заправок на дороге через перевал Гум-Баши нет, то перед такой поездкой лучше заправиться заранее еще в Кисловодске.
Конечно на пути в #домбай , как и на самом Домбае есть еще множество мест, которые стоит посетить, но лучше это сделать в рамках отдельной поездки.
Читайте так же: Про древние Кавказские села
Город, который впечатляет больше всего.
#Кисловодск #курорт #горнолыжный курорт #горы #кавказ #горная дорога #карачаево-черкесия