Короткая история импровизированного бронеавтомобиля собранного из двух - Fiat-Ford Armored Car.
FIAT-Ford Armoured Car/Бронированный ФИАТ-Форд-Т
Страна: Российская империя
Производитель: Мастерские ACEF
Год выпуска: 1917
Кол-во: 1 (2?)
Шасси: FIAT 15ter (FIAT Veicoli Industriali)
Бронирование: 5 мм
Вооружение: .303 Vickers Gun
Экипаж: 2
Масса: 4 тн
Двигатель FIAT 53A, 4398 cm³, 40 л.с.
Очень часто для успешного выполнения задания важно не качество, а количество. Вот если в российском бронеавтомобильном отряде должно было быть три машины - две пулеметные и броневик поддержки, то и вся тактика ведения боевых действий ориентировалась на такую штатную структура и невозможность использовать одну машину резко снижало вообще возможность эффективного использования всего отряда. Когда коммандер Локер-Лэмсон создавал свой экспедиционный бронедивизион (British Armoured Car Expeditionary Force (ACEF) по плану в нем должны были быть единообразно пулеметные броневики Ланчестер и машины пушечные машины поддержки Пирс-Эрроу. Но пока Локер-Лэмсон со своей командой пиратским способом отправился в Россию, британское правительство напрямую продало 20 Ланчестеров в российскую армию и в Ньюпорте спешно забронировали 11 Форд-Т. В итоге в Россию отправилось 28 броневиков - 12 Ланчестеров, 1 Роллс-Ройс, 11 Форд-Т и 4 Пирс-Эрроу. И даже в таком состоянии была разработана тактика применения разнородных сил и каждая машина была важна, тем более, что структура британского бронедивизиона отличалась от броневых сил РИА.
Блиндирование Форд-Т было импровизацией офицерf RNAS Льюиса Гаттериджа (L.Gutteridge), который в декабре 1915-го года разработал проект и реализовал его на территории завода W. G. Allen and Sons (Tipton) Ltd в Ньюпорте. Блиндировав "жестянку Лиззи", британцы смогли получить максимальное количество боевой техники за минимальный срок и цену. Легкая машинка имела хорошую геометрическую проходимость и приемистость при 20-ти сильном двигателе, но не могла быть серьезно бронирована и использовалась в составе дивизиона Локера-Лэмсона в основном для разведки, связи и патрулирования. Основным недостатком машины Ford Model T RNAS Armoured Car для восточного фронта Великой войны была ей неприспособленность к службе в армии, все таки Форд-Т был сугубо гражданской машиной, и в итоге шасси выходило из строя существенно быстрее чем бронекорпус.
Вторым участником истории с "переодеванием" стал наверно самый известный автомобиль раннесоветской истории FIAT-15ter в его сильно переработанном российском варианте АМО-Ф-15. Стоит отметить, что прирожденный итальянец был совсем не похож на своего советского внука, хотя и был построен практически по одинаковым чертежам. FIAT-15ter был создан сразу и целенаправленно как военный грузовик ещё в 1909 году и стал в Первую мировую массовым легким грузовиком например во французскую армию было поставлено 1100, в Американский корпус - 200, британские силы - 386 и в Россию - 1319 машинокомплектов, не говоря уже об Италии. Какая машина попала в руки британских умельцев неизвестно, но скорее всего из российской поставки, так как грузовой штат дивизиона в Британии формировался до начала поставок этих машин в Британию.
Бронемашины Ford-Т активно использовались британцами в ходе боев на Кавказском и Румынском фронте. В Курске была создана ремонтная база, куда отправлялись машины на ремонт по необходимости. В итоге в конце лета 1917 года весь бронедивизион оказался ни ремонтной базе, откуда личный состав и отбыл в Британию в январе 1918-го. Сам конструктор бронированного Форда Льюис Гаттериджа (L.Gutteridge) прибыл в Россию в 1916 году и занимался ремонтом бронемашин на тыловой ремонтной базе под Курском. Отсутствие запасных частей и общая неприспособленность шасси Форд-Т для постоянного перегруза привела к тому, что на базе появились бронекорпуса от бронированных машин без шасси, которые уже восстановлении не подлежали. Из-за размером самих бронекорпусов и переставить их на другие легковые шасси было невозможно. А Локер-Лэмсон требовал восстановить и дать ему боевые машины. В итоге Гаттеридж придумал наверно самую простую "импровизированную бронемашины первой мировой - бронекорпус Форд-Т просто ставился в кузов FIAT-15ter, а кабина грузовика дополнительно бронировалась.
Было построено или один, или два подобных кадавра. для задач боевого подразделения ничего не изменилось, мобильность машин осталась примерно той же, бронирование и вооружение такое же. Значит свои задачи и такой бронеавтомобиль мог решать. Добавилась только возможность маскировки броневика под простой грузовик. Высота борта ФИАТа была почти равной борту броневика и пулеметная установка могла спокойно вести огонь. Кабина водителя была забронирована, снизу полностью, в на уровне окна только сбоку и сзади. Для боевой машины которая должна была вести бой задним ходом вполне себе допустимая комбинация.
В 1917-м года гибридный бронеавтомобиль участвовал в действиях в поддержку 2-й российской кавалерийской дивизии, а затем его следы теряются.
Другие статьи о броневых машинах, которые принимали участие в боевых действиях в России со стороны союзников и машинах на шасси Ford-T можно посмотреть здесь:
FIAT 15ter. 1909. Первовоенная полуторка.
Путь в Россию броневика Ланчестер. Часть 2. Lanchester armoured car. 1914. Из Англии с любовью...
Путь в Россию броневика Ланчестер. Часть 3. Lanchester armoured car. 1916. За морем родился, в России пригодился.
Путь Роллс-Ройса. Часть 2. Rolls-Royce 1914 Admiralty Turreted Pattern Armored Car. Боевой вариант. Джентльмен в броне.
Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.
У страха глаза велики. Autocanon Ford model T. 1914. Подразделения пушечных машин на Таити.