Найти тему

Для чего творят творцы?

Самый простой и очевидный ответ – для развлечения и ухода от реальности, как бы цинично это ни звучало. Прийти после тяжёлого рабочего дня, включить красивый фильм, чтобы отвлечься от ежедневных забот – это святое. Или забыться на рейве. Или мысленно улететь куда-то во время исполнения симфонии Брамса. Или наслаждаться картинами любимых художников. Кстати, умение разбираться в «интеллектуальном искусстве» тоже приносит наслаждение и удовольствие.  

И если с потребителями все понятно, тогда какой профит получают сами творцы (кроме теоретических денег и славы)?

Даже если кто-то из художников (в широком смысле слова) не является коммерчески успешным, он все равно продолжает творить (привет Ван Гогу). Или, наоборот, будучи материально обеспеченным на всю жизнь, продолжает заниматься творчеством (например, Глинка). Каковы причины? Если честно, я не залезала в исследования, которые изучают психологию творчества, так что предположения ниже – мои и только мои.

1. Деньги (не всегда) – упомяну, чтоб было.

2. Возможность высказаться, рассказать о своих философских идеях публике не только с помощью научных трактатов и публицистики, но и в художественной форме. Самый избитый пример в литературе – Достоевский, а в музыке – Вагнер. У творцов, подобных им, в голове живет какая-то мысль, которой надо непременно поделиться со всеми. А уж насколько это завуалировано будет – решать автору. Вот Бетховен в финале Девятой симфонии стихами Шиллера напрямую сообщает нам: «Обнимитесь, миллионы…»

3. Возможность выплеснуть эмоции. Тут на ум приходят сочинения, написанные по трагичному поводу. Рахманинов пишет «Элегическое трио» в память о смерти Чайковского. Берг сочиняет скрипичный концерт «Памяти ангела» после смерти дочери Альмы Малер (жены композитора Густава Малера). Смерть матери подтолкнула Брамса написать «Немецкий реквием». Сублимация негативных чувств и переживаний в творение вполне могла хоть немного, но облегчить страдания. Эдакая самотерапия. 

4. Акт творения.

Это – уже полностью мой поиск глубинного смысла. Еще мыслители эпохи Возрождения заметили особенность человека – любовь к сотворению чего-либо, начиная от себе подобных, заканчивая шедеврами мирового искусства. Так, по мнению философов, выражалась природа человека, сотворенного по образу и подобию Божьему. А так как бог – творец, то и люди – тоже творцы. Логично, логично. 

Но давайте пойдем еще дальше. Все, что творят люди в мире искусства – есть миры. Пусть вымышленные, но все же – миры. И творец может в них как погрузиться, так и наблюдать за ними со стороны. Проще всего мир можно представить в рамках кино, театра, литературы и живописи. Но я убеждена, что даже музыкальное произведение или маленькое стихотворение – тоже мир, мирок, пусть и ограниченный малыми размерами или состоящий только лишь из звуков. И когда мы что-то слушаем, читаем, смотрим и даже исполняем – то тоже ненадолго попадаем в те миры, заботливо сотворенными другими. Эскапизм? Эскапизм.

—————————————————————————————————————

Другие статьи автора:

1) Зачем нужна «музлитра», или история музыки в музыкалке.

2) 3 факта о создании музыки к фильму Тарковского «Сталкер».

3) Современное искусство как психоделический трип.

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊