Все знают, что после своего первого ухода из рядов Deep Purple прославленный вокалист Ян Гиллан одно время не участвовал ни в каких музыкальных проектах. Мало того - Гиллан вообще решил уйти со сцены и посвятить себя делам, далеким от творчества.
В голове не вмещается, если честно: бросить такую блестящую карьеру, когда тебе и тридцати не исполнилось, сил полно, море поклонников по всему миру… Голос, талант, внешность, харизма - всё на высшем уровне. Ну ты же рождён для того, чтобы быть рок-звездой, зачем что-то выдумывать?
Нет.
Парню втемяшилось заделаться бизнесменом. Накопив денег за время работы в Deep Purple, экс-вокалист начал необдуманно вкладывать их в разные проекты. Представляя себя магнатом, Гиллан даже подстригся - экое кощунство! В дальнейшем, видимо, планировал отрастить буржуазное брюшко, водрузить на стриженую голову цилиндр и считать прибыль, покуривая сигары.
Не срослось. За то, что посмел предать свой посланный свыше дар, всевидящий боженька сурово наказал отступника, прогоревшего во всех своих начинаниях. Оказавшись перед лицом неотвратимого банкротства, блудный сын поневоле вынужден был вернуться к музыке. Для начала Ян среди прочих принял участие в сценическом исполнении мюзикла Роджера Гловера "The Butterfly Ball And The Grasshopper's Feast", а затем принялся собирать собственную группу, так как возврат в Deep Purple тогда был по известным причинам невозможен. Однако имя Гиллана имело достаточный вес для того, чтобы с ним соглашались работать топовые музыканты, и состав Ian Gillan Band, как окрестили новый коллектив, выглядел весьма солидно.
Было только одно "но": никто из этих исполнителей не являлся хард-рокером. Гитарист Рэй Фенвик играл в Spencer Davies Group, ориентированной на поп-рок, клавишник Майк Моран писал эстрадные песенки и работал на телевидении, бас-гитарист Джон Густафсон провел несколько лет в Roxy Music, а барабанщик-американец Марк Носиф, как и все американские драммеры, испытал на себе сильное влияние "черной" музыки. Всё это сказалось на стиле, в котором был исполнен и записан дебютный альбом группы, которому хитрец Гиллан дал имя "Child In Time" - по названию своей коронной песни из репертуара Deep Purple. Впрочем, возможно, что это была идея Роджера Гловера, выступившего в роли продюсера пластинки.
А что же стиль? Почему-то принято считать, и даже писать в энциклопедиях, что Ian Gillan Band играли джаз-рок или фьюжн, хотя это, мягко говоря, не совсем соответствует истине. Какой там джаз-рок? какой фьюжн? я вас умоляю… Фанк они играли, тот самый фанк, который не любил Ричи Блэкмор, зато сильно любили Гленн Хьюз и Томми Болин. Влияние этой музыки было в середине-конце семидесятых очень большим, и ему оказались подвержены не только Deep Purple, но и Thin Lizzy, Grand Funk, The Rolling Stones, David Bowie, и даже Queen. Вот и на альбоме Child In Time банда Гиллана выдала ядреную смесь фанка, соула, харда и рок-н-ролла, в которой фанк был главным компонентом, а тон задавали бас-гитарист Густафсон по прозвищу Гус и барабанщик Носиф по прозвищу Нос. И это очень сильно роднит данную пластинку с диском DP "Come Taste The Band" (1975), а также с первым сольником Гленна Хьюза "Play Me Out" (1977).
Негритянские пляски начинаются с первой же композиции Lay Me Down, достаточно послушать игру ритм-секции, а страстные подпевки как будто перекочевали сюда из песен Джеймса Брауна. Правда, характерное соло на органе заставляет вспомнить Джона Лорда, ну и голос Гиллана, конечно, тот самый - волшебный. You Make Me Feel So Good: ритмы джунглей в начале, звериная поступь в основной части, и припев хором, как у племени каннибалов. Над всем этим царит вокалист, демонстрируя, что он в прекрасной форме и готов покричать от души. Хорош и гитарист Фенвик, даже очень хорош. Shame - самый фанковый номер пластинки, но синкопированный бас Густафсона сталкивается с хард-роковым напором гитары и брутальным гиллановским вокалом, взбалтывая невероятный коктейль. My Baby Loves Me несёт истинно рок-н-ролльный драйв, энергия бьет через край - Ян в своей стихии! После этого группа резко снижает темп и переходит к исполнению медленных, плавно текущих композиций, с элементами блюза и госпела. Открывает эту трилогию Down The Road - спетая на два голоса песня-путешествие, настоящий дорожный блюз, с привольно плывущими пассажами клавишных и гитары. На этой красивой ноте заканчивается первая - земная - сторона пластинки, а затем следует вторая сторона - назовём её космической. Можно спорить до хрипоты о том, какая версия Child In Time лучше - классическая или здешняя, но Гиллан показал вещь с новой, неожиданной стороны, а его пение просто завораживает. Интригующее вступление, напоминающее саундтрек к фильму-триллеру - это клавишник Моран постарался, недаром на его счету множество музыки для кино. А когда песня выруливает на знакомые рельсы, и Гиллан пропевает все свои изумительные ноты, на первый план выходит гитарист Рэй Фенвик, который отнюдь не пытается копировать Блэкмора, а находит собственные краски, играя вдумчиво и очень душевно. По мне, очень интересное прочтение "нетленки"! В том же ключе выполнена завершающая композиция Let It Slide, тоже наполненная загадочными звуками, лирическими отрезками и взрывами эмоций. Есть подозрение, что поётся в ней о блаженном расслаблении после бурного секса - а почему бы и нет, ничто человеческое нам не чуждо. Вновь не устаём хвалить Рэя Фенвика, играющего слайдом, а партию синтезатора здесь исполнил старина Гловер, который к тому же пел на альбоме бэк-вокал. Профессионал!
Альбом позволил Гиллану и компании провести турне по Британии и выступить в боготворившей певца Японии, но продажи диска не вернули Яну былого финансового благополучия - не все фанаты приняли новый стиль, а в США и своих фанковых звезд хватало, к тому же пластинка была издана на скромном лейбле Oyster, не имевшем возможностей как следует провести рекламную кампанию. Тем не менее альбом остаётся очень значимым моментом в карьере Гиллана, показавшего, что он может исполнять самую разнообразную музыку, оставаясь при этом великим. И ещё раз: слава Всевышнему, который вовремя вернул Яна на путь истинный. Гиллан - бизнесмен… какой ужас, друзья!😂
Ещё на тему: