Митрополит Антоний Сурожский и епископ Илларион Алфеев были знакомы друг с другом, и даже служили некоторое время (130 дней)вместе в Сурожской епархии, в Англии, Лондон. В то время в епархии возникла смута, известная под названием – Сурожской.
Сначала митрополит Антоний очень хотел, чтобы ему прислали из России (Сурожская епархия в Англии подчиняется Московскому патриархату) толкового священника.
Он обращался с этим запросом к Кириллу Гундяеву, который в то время был митрополитом Смоленским и Калининградским и председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). Патриархом Московским и всея Руси был тогда Алексий 2 (Редигер).
Митрополит Антоний слышал много хорошего об Иларионе Алфееве. Тот имел хороший послужной список. Алфеев получил степень доктора философии Оксфордского университета и доктора богословия парижского Свято-Сергиевского богословского института, являлся автором более 150 публикаций на богословские и церковно-исторические темы, а также переводов творений отцов Церкви с греческого и английского языков. Он стал епископом в 33 года. На аудиенции с тогдашним Папой Римским Иоанном Павлом II, он резко выступил против деятельности католической Церкви на "канонической территории" РПЦ. Таким образом, Алфеев был грамотен, образован, смел, знал зарубежную культуру.
По этим основаниям, митрополит Антоний предполагал, что именно такой человек нужен Сурожской епархии. Он просил направить в епархию именно епископа Волоколамского Илариона. Просьба его была удовлетворена.
Но вскоре митрополит Антоний Сурожский понял, что ошибся в Иларионе Алфееве, не учтя очень важных и тонких моментов, о которых узнал позже. Возник конфликт. И весьма сильный.
Что же увидел митрополит Антоний?
Когда приехал епископ Иларион, молодой, образованный и амбициозный, в самый первый день, митрополит Антоний поговорил с ним: по душам, заботливо.
В разговоре он услышал от Илариона одну фразу, которая сильно резанула его душу. Алфеев сказал митрополиту Антонию:
"Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и ЧТО У МЕНЯ ВЛАСТЬ".
Опытный и богомудрый пастырь Антоний Сурожский ужаснулся от этих слов. Всю жизнь свою он свято верил, что православные христианские пастыри призваны служить людям, заботиться о них, а не властвовать.
Ведь о том и Слова Христа в евангелии от Марка:
«Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою»
Мк 9:35.
А тут он слышит, уловил в мотивах души собеседника, противоположное Христу, антихристианское: власть vs любовь.
Похоже, что молодой епископ Иларион Алфеев не захотел слушать напутствий митрополита Антония, становиться его духовным чадом, проникнуться духом и культурой сурожской епархии, которую 53 года с любовью взращивал Антоний Сурожский.
Иларион Алфеев стал ездить по епархии и внедрять «новую культуру» ее. В Сурожской епархии была культура проведения богослужений и для англоязычного населения, на английском языке, и русскоязычное, для русского населения Англии. Не было вражды между этими слоями населения, напротив созидался и поддерживался мир и добрососедство, как истинные христианские ценности.
Митрополита Антония называли «апостолом любви», так как для него самым важным в служении было исполнение Христовой заповеди: «Любите друг друга».
Иларион Алфеев стал проводить политику разделения английской и русской паствы, старался делать епархию строго «для русских в Англии», национальной. Он решил закрыть существующие приходы и евхаристические общины и открыть взамен новые приходы. В целом, он действовал как молодой амбициозный епископ, который не захотел понять и принять дух и традиции епархии, столь бережно и долго создаваемые митрополитом Антонием Сурожским.
Митрополит Антоний указал епископу Илариону, что его деятельность и форма, принимаемая этой деятельностью, несовместимы с духом и жизнью Сурожской епархии. Он попросил его вернуться в Москву, где он сможет более созидательно применить свои значительные таланты, чем в Сурожской епархии. Он все разъяснил спокойным и смиренным тоном, с уважением к собеседнику.
Но при этом, в своем решении, митрополит был тверд.
Вроде бы даже прозвучала угроза, что если Иларион не покинет епархию, то Сурожская епархия отойдет от Москвы и войдет в юрисдикцию Константинопольской православной церкви (эту линию проводил епископ Василий Осборн, ему, как американцу, не нравилась жесткость Московского управления).
Угроза сработала. Епископ Иларион Алфеев был отозван из Сурожской епархии. Для него эти 130 дней были одними из самых трудных в его карьере.
Он продолжил успешно служить в русской православной церкви и проявляет свои амбиции в тех делах, которые ему поручают. Продвинулся по карьере, став митрополитом. Он не чужд церковной карьеры, а, может и весьма заинтересован в ней. Поговаривают, что в будущем, он – один из вероятных претендентов на место Патриарха Московского и всея Руси, преемник нынешнего патриарха Кирилла. Всякое может быть.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.