Школьная программа по литературе — это всегда причина для споров. Что же стоит туда включать? Приключенческие, юмористические книги, легкие для восприятия? Классическую литературу, где поднимаются серьезные темы? Серьезные произведения с конфликтами характеров, дабы заложить фундамент нравственных принципов? Однозначного ответа нет. СУПЕР Издательство выяснило, какие книги, знакомые еще школьникам девяностых и нулевых, убрали из школьной программы:
5-7 класс
Ребята уже не читают ни «Тимура и его команду» Гайдара, ни «Денискиных рассказов» Драгунского, ни «Сына полка» Катаева. Вместо них поставили «Коня с розовой гривой», «Васюткино озеро» Астафьева, «Никиту» Платонова. Сократилось число произведений Максима Горького — школьники по-прежнему читают «Детство», но про «Песню о Буревестнике» им уже не рассказывают на уроках. В качестве альтернативы — «Уроки французского» Распутина. Жизненной сказки Олеши «Три толстяка» тоже нет в программе, а Платонова с «Юшкой» и «В прекрасном и яростном мире» оставили.
8-11 класс
Снова повторяются Астафьев и Платонов, в том числе и такая сложная для восприятия юным разумом книга, как «Котлован». Старшеклассники уже не читают «Поднятую целину» Шолохова, вместо нее — «Судьба человека». В программе появился Солженицын, но часть педагогов отмечают, что стало меньше сочинений Лермонтова и Пушкина.
Также учителя литературы делятся такими наблюдениями:
- «Пострадали» такие важные писатели и философы, как Чернышевский и Радищев. Например, ребята знакомятся на уроках лишь с отдельными отрывками «Путешествия из Петербурга в Москву». В рамках стандартной программы уже не проходят «Что делать?». Для самостоятельного углубленного изучения — пожалуйста. Но педагоги сетуют, что книги того же Достоевского и Толстого гораздо проще изучать, когда школьник знает, каким теориям эти авторы противопоставляли свое творчество.
- Для школьной программы большой потерей, по мнению учителей, является Горький. Ученики не читают «Мать», в лучшем случае — ранние романтические повести и пьесу «На дне».
- Маяковский больше не изучается в роли «рупора Октября». В учебниках поэт преподносится как футурист и экспериментатор, создатель неординарных образов. Дети и подростки уже не учат наизусть «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо», зато читают «Облако в Штанах».
- Что касается толстых книг, убрали «Петра Первого» А. Толстого, «Молодую гвардию» и «Разгром» Фадеева, «Как закалялась сталь» Островского.
- «Под вопросом» оказался и Шолохов. Читать летом «Поднятую целину» девчонкам и мальчишкам уже не придется. В программе оставили «Тихий Дон», но так как произведение довольно объемное, его тоже могут убрать.
- Стало больше литературы Серебряного века — ее изучение затягивается на полгода: помимо Маяковского, Есенина и Блока, дети читают Цветаеву, Мандельштама, Ахматову, Пастернака.
- Много споров вокруг «Войны и мира» Толстого и «Преступления и Наказания» Достоевского. Считается, что это произведения для взрослых и зрелых людей, суть которых сложно усвоить подросткам. Кто-то говорит, что классика — трудное, но необходимое чтение, а кто-то — что скучное и бесполезно тяжелое чтиво.
- В программе появились сочинения писателей-эмигрантов, не изучавшиеся советскими школьниками, — книги Шмелева, Платонова, Солженицына.