Сергей Павлович Елисеев
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год). Он является одним из Дней воинской славы России. Однако контрнаступлению предшествовал драматический период обороны столицы. О нем тоже пойдет речь в этой статье.
Московская битва 1941–1942 годов – это совокупность оборонительных и наступательных операций, проведённых с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года на западном стратегическом направлении в целях обороны Москвы, Центрального промышленного района (ЦПР) и разгрома угрожавших им ударных группировок немецко-фашистских войск.
Московская битва включает два периода: оборонительный (30 сентября – 4 декабря 1941 года) и наступательный, который делится на два этапа: 1) контрнаступление советских войск под Москвой (с 5 декабря 1941 по 8 января 1942 года) и 2) Ржевско-Вяземская и Торопецко-Холмская наступательные операции (с 7 января по 20 апреля 1942 года).
В Московской битве участвовали войска Западного (командующие: И. С. Конев, с 10 октября Г. К. Жуков), Калининского (И. С. Конев), Резервного (с 10 октября влит в Западный фронт), Брянского, левого крыла Северо-Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов, соединения Войск ПВО страны, Военно-воздушные силы.
По плану операции «Тайфун» противник предусматривал тремя ударами расчленить оборону советских войск, затем охватить Москву с севера и юга и овладеть ею.
На московском направлении немцы имели три армии, три танковые группы и 2-й воздушный флот. На 1 октября в их составе были 1 млн. 800 тыс. чел., около 1,7 тыс. танков, свыше 14 тыс. орудий и миномётов, около 1390 самолётов.
Наши войска насчитывали около 1 млн. 250 тыс. чел., 990 танков, 7,6 тыс. орудий и миномётов, 677 самолётов.
Замысел Ставки Верховного Главнокомандования состоял в том, чтобы, опираясь на глубокоэшелонированную оборону, не допустить прорыва противника к столице и в ЦПР и создать условия для контрнаступления.
Наступление немецко-фашистских войск началось 30 сентября на брянском и 2 октября на вяземском направлениях. 6 октября противник окружил четыре армии Западного и Резервного фронтов, но они своими активными действиями сковали 28 дивизий врага. На Брянском фронте танки Гудериана прорвались к Туле, однако взять ее не могли. Наши войска и жители города не только отразили наступление, но в последующем заставили 2-ю танковую армию отступать под угрозой окружения.
Войска образованного 17 октября Калининского фронта остановили наступление 9-й армии противника.
В это время срочно создавалась новая Можайская линия обороны. Подвиг москвичей, построивших эту линию, трудно переоценить. К началу ноября противник был остановлен, а Красной площади состоялся военный парад.
15 ноября противник возобновил наступление. Ему удалось захватить Красную Поляну и переправиться через канал Москва – Волга, форсировать р. Нара, подойти к Кашире с юга. Однако 27 ноября советские войска нанесли контрудары в районе Каширы, а 29 ноября – по северной группировке врага. Его последние попытки прорваться к Москве в конце ноября – начале декабря были сорваны. Моральный дух «завоевателей» был надломлен. Закрепиться на достигнутых рубежах они не могли из-за непрерывных контратак наших войск.
Этот момент уловило командование Западного фронта. Известен и такой факт: почти все немцы, плененные в начале зимы 1941 г., страдали от вшей, а это издавна считается одним из признаков упадка духа – такая армия успешно наступать не может.
Ставкой была определена основная цель контрнаступления – нанести поражение группе армий «Центр». В конце ноября – начале декабря Ставка передала на усиление Западного фронта несколько армий и другие силы и средства, но все равно советские сухопутные войска уступали противнику в живой силе в 1,5, в артиллерии – в 1,8, в танках – в 1,5 раза.
Однако непременное условие достижения победы в наземной операции было соблюдено – господство в воздухе: по числу самолетов ВВС Красной армии под Москвой превосходили люфтваффе в 1,6 раза.
Контрнаступление началось 5–6 декабря 1941 г. К 7 января 1942 г. советские войска нанесли поражение соединениям группы армий «Центр», отбросив их группировки от столицы на 100–250 км.
В начале января 1942 г. Ставка приняла решение о переходе советских войск в общее наступление, хотя на 1 января они продолжали уступать противнику в живой силе в 1,26 раза, орудиях и миномётах – в 1,5, танках – в 2 раза. В ходе общего наступления противник был отброшен от столицы ещё на 80–250 км. Однако отсутствие опыта большого наступления, танковых соединений и недостаток сил и средств не позволили выполнить задачу по окружению и уничтожению группы армий «Центр».
Безвозвратные потери гитлеровских войск составили свыше 500 тыс. чел. Противник лишился 1,3 тыс. танков, 2,5 тыс. орудий, свыше 15 тыс. автомобилей и другой техники.
Немецкий генерал Г. Блюментрит оценил битву под Москвой как «поворотный пункт восточной кампании – надежды вывести Россию из войны в 1941 г. провалились в самую последнюю минуту. (…) Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходящая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».
В ходе Московской битвы Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. Враг был отброшен на сотни километров, освобождены Московская и Тульская области, часть Калининской и Смоленской областей.
Победы советских войск под Москвой развеяли миф о непобедимости германской армии, сорвали план «молниеносной войны» против СССР, улучшили военно-политическое и международное положение Советского Союза, усилилось освободительное движение народов Европы против германской оккупации.
Четырежды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, говоря о значении битвы за Москву, подчеркивал, что «контрнаступление зимой 1941/42 года проходило в сложных зимних условиях и, что самое главное, без численного превосходства над противником». В этом – особенность контрнаступления под Москвой. Ведь согласно военной науке, наступление может быть успешным только тогда, когда наступающий имеет преимущество в силах и средствах над обороняющимися не менее чем в два-три раза.
Разгром немцев под Москвой показал высокий профессионализм советского Генерального штаба и полководческий талант командования фронтов, участвовавших в Московской битве. Однако главная составляющая победы – это, безусловно, высокий моральный дух солдат, офицеров и москвичей-ополченцев.
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные в битве под Москвой мужество и героизм свыше 180 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Назовем хотя бы некоторых из этого большого списка.
Клочков Василий Георгиевич, младший политрук. В критическую минуту боя 16 ноября он бросился со связкой гранат под вражеский танк и погиб смертью героя.
Космодемьянская Зоя Анатольевна, красноармеец диверсионно-разведывательной группы – первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Перед казнью (утром 29 ноября) она произнесла: «Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён». Немецким солдатам она бросила слова: «Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас не вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов».
Талалихин Виктор Васильевич, младший лейтенант. Ночью 7 августа на истребителе воздушным тараном сбил бомбардировщик. Погиб в воздушном бою близ Подольска 27 октября.
Чайкина Елизавета Ивановна, одна из организаторов партизанского отряда. Не добившись от нее пытками данных об отряде, фашисты 23 ноября расстреляли партизанку.
Наш народ свято хранит память о героях, павших в боях за столицу. В ней есть музей «Обороны Москвы». Именами героев Московской битвы названы 170 улиц, проспектов и площадей столицы. Московская битва и контрнаступление под Москвой – неопровержимое свидетельство воинской славы России!