Долгое время тема «летающих тарелок» означала нечто совершенно легкомысленное, привлекающая публику острым любопытством — а что если вдруг из «тарелки» выйдут марсиане и многому нас научат?
Между тем очень серьезные люди занимались вполне земными делами, создавая летательные аппараты дисковидной формы. Одним из создателей такой «тарелки» был прославленный во всем мире французский авиаконструктор Рене Кузине, в жизни которого тесно переплелись исключительная техническая одаренность и трагизм.
Рене Кузине родился в 1904 году в городке Венди. Его всегда привлекали самолеты, первый из которых, построенный братьями Райт, сделал первый устойчивый и правильно зарегистрированный полет в декабре 1903 года. Мальчик рос вместе с авиацией, и его самыми любимыми живыми существами были птицы. Он мог часами наблюдать за ними, особенно в полете. Позже их форму он перенес сначала на бумагу своих проектов, а затем совершил в дереве, металле и холсте. Только последний его проект не напоминал птицу, потому что это был диск.
Рене окончил технический университет и стал авиационным инженером в молодом возрасте. На деле подтвердил свои инженерные способности разработкой проекта и построением в 1927 году своего первого трехмоторного самолета Air Couzinet 10, когда ему исполнилось всего 23 года.
Он назвал своего первенца Arc-en-Ciel то есть "Радуга". В то время он служил офицером в 34-м авиаполку, неподалеку от Парижа в будущем огромном аэропорту «Ле Бурже».
Первый самолет Кузине с самого начала был рассчитан на большие дела. Приближалась эра великих свершений в авиации, и он построил самолет, способный без посадки пролететь огромное к тому времени расстояние 10 тысяч километров. В те времена моторы еще не были надежными, поэтому Кузине обеспечил механику самолета возможность подойти к моторам в полете через крыло.
Длиннокрылый самолет получился очень летучим. К сожалению, его летная жизнь была недолгой - 8 августа 1927 года пилот Морис Дроуин и его механик погибли вместе с красавицей «радугой». Кузине тяжело переживал гибель друзей и своей "радуги", но начал строить второй экземпляр многообещающего самолета. И снова трагическая неудача — самолет сгорел 17 февраля в сборочном цехе авиационного завода!
К началу 1932 года был готов третий экземпляр, который назвали «Кузине 80». Самолет летал великолепно, и через год прославленный пилот Жан Мермоз, коллега Антуана де Сент-Экзюпери, вместе с Кузине отправились в далекий Буэнос-Айрес. Это был первый в мире полет через Южную Атлантику, что-то похожее на первый полет человека в космос. Друзья вернулись во Францию, где их встретили с триумфом и чествовали как героев. , которому исполнилось только 29 лет, взлетел на вершину мировой славы!
С огромной энергией одаренный авиаконструктор взялся за создание новых самолетов, и вскоре построил их еще двадцать. Тут за него взялись бюрократы от авиации из отдела «авиационно-технической службы». Они не захотели утвердить проект построенного прототипа двухмоторной машины. Тогда Кузине поднял самолет в воздух без соответствующего разрешения, а это означало скандал. Правда оказалась на стороне конструктора, его самолет летал прекрасно, поэтому был заказан почтовым ведомством Франции для перевозки срочной корреспонденции. Построили несколько экземпляров самолетов с 1937 года эксплуатировались как линейные.
Рене Кузине и пилот Мермоз стали закадычными друзьями и работали вместе над усовершенствованием своих новых самолетов. Также вместе они начали заверять авиационную администрацию, что на трансокеанских маршрутах вполне можно использовать быстрые обычные самолеты, а не медленные лодки. Никто не верил, что полеты станут более безопасными. Эту идею чиновники не поддержали. Как будто для того, чтобы доказать правоту друзей, в одном из полетов в декабре 1936 года разбилась воздушная лодка «Латекор», и потянула за собой на дно океана своего прославленного пилота Мермоза. Кузине остался без друга. Почти через три года, в октябре 1939-го, он женился на его вдове, красавице Жильбер Шазо.
После оккупации Франции фашистами в 1940 году Рене Кузине не захотел работать на дружественном Гитлеру режиме и отплыл в далекую Бразилию, где президент страны Варгас передал в его руки руководство авиационной промышленностью страны.
После окончания Второй мировой войны Кузине вернулся во Францию. Положение дел изменилось на послевоенную разруху, поэтому известный на весь мир авиаконструктор не смог найти применения своему таланту в самолетостроении. Кузине начал заниматься разработкой проектов и построением катеров на подводных крыльях по идеям, запатентованным им еще в 1928 году.
Самой известной моделью такого катера стала RC125, которую он представил еще в 1946 году в Бразилии. Этот катер имел сразу два новшества он был на подводных крыльях, а поступательное движение вперед ему обеспечивал воздушный винт. Катер был очень быстрым и мог бы широко применяться на многочисленных реках Южной Америки, особенно в бассейне Амазонки. В отсталой стране заказчиков на катер не нашлось. То же самое произошло и в послевоенной Франции.
В 1950-е годы в связи с появлением атомного оружия, способного в один миг уничтожить аэродромы, очень остро встал вопрос создания летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Кузине всегда интересовался самыми прогрессивными направлениями развития техники, поэтому остаться в стороне не мог. Он начал разрабатывать свои проекты, самым известным из которых стал RC360 в виде диска. С первого взгляда это был настоящий НЛО, о которых в те времена писали очень много. Надо отметить, что и по сей день никто не спроектировал ничего подобного. Во всяком случае про летающие диски такого вида никто ничего не пишет. Поскольку проблема остро актуальна, все разработки в этой области остаются строго засекреченными.
Кузине имел небольшую мастерскую, где был построен деревянный макет дископлана RC360 в три пятых от натуральных размеров аппарата по основному проекту. Об этом аппарате заговорили как о будущем авиации. Государственные чиновники так не считали, поэтому не оказали конструктору никакой финансовой поддержки. Они не захотели вкладывать деньги в очень прогрессивный проект, намного опередивший свое время.
Летающая тарелка " Рене кузине состояла из верхней и нижней частей, которые вращались в противоположных направлениях для компенсации и использования гироскопического эффекта. На RC360 было шесть моторов американской фирмы Lycoming мощностью по 180 л. с., которые нагнетали воздух в кольцевую камеру диска, вытекавшую наружу через 48 управляемых сопел на внешнем кольце диска. Эти струи можно было отклонять и они позволяли аппарату взлетать и садиться вертикально. Движение вперед обеспечивал один небольшой реактивный двигатель Viper фирмы Marcel Dassault, расположенный под нижним диском. Диаметр построенного деревянного макета дисковидного летательного аппарата составлял 13,6м, а площадь — 60 кв. м. При максимальном взлетном весе 12 525 кг «летающая тарелка» могла перевозить несколько человек. Важно, что при собственном весе 4490 кг полезная нагрузка составляла 8980 кг, что очень много, потому что такого выгодного соотношения веса и полезной нагрузки на обычном самолете достичь невозможно.
Проект RC 360 отличался большой оригинальностью, но в нем не было чего-то сверхсложного, что не позволило бы его осуществить. Проводились интенсивные продувки «тарелки» в аэродинамической трубе. Все шло своим чередом. Первый полет "летающей тарелки" Рене Кузине был намечен на апрель 1957 года. Но и этот грандиозный замысел выдающегося авиаконструктора не был осуществлен. «Тарелка» в воздух не поднялась.
Работы по проекту остановили. Это было глубокое разочарование для авиаконструктора и его жены. 16 декабря 1956 Рене Кузине с женой Жильбер покончили жизнь самоубийством. Якобы сначала Кузине выстрелил из пистолета в голову своей любимой жене, а потом застрелился сам.
В официальную версию смерти авиаконструктора и его жены верят не все. Сводить счеты с жизнью, да еще и утащить за собой в могилу молодую, любимую и чрезвычайно красивую жену лишь из-за отказа финансирования проекта Кузине вряд ли стал бы. Нет, за неимением денег пистолет в руки не взял бы! Фактически всю жизнь он только тем и занимался, что раздобывал деньги на осуществление своих проектов. Никто не знает, сколько раз ему отказывали. Пожалуй, значительно больше, чем соглашались скупо финансировать работы.
Скорее всего, несговорчивого конструктора просто убрали с дороги, а жена могла оказаться вместе с ним случайно. С норовистыми авиаконструкторами спецслужбы иногда поступали жестоко. Например, только через несколько десятков лет стало известно, что немецкий авиаконструктор Хортен не захотел передать американцам секреты обеспечение устойчивости в полете своих «летающих крыльев».
Американский реактивный бомбардировщик УВ-49 непредсказуемо «прыгал» в воздухе, иногда меняя высоту полета на 200м, что делало его ни к чему непригодным. Бомбы, тем более атомные, надо было сбрасывать в горизонтальном полете. Фотографировать цели на земле. А тут самолет делал то, что ему заблагорассудится. Затем УВ-49 вообще разбился и понес с собой в небытие экипаж летчика-испытателя Эдвардса.
«Летающие крылья» Хортена вели себя в воздухе спокойно и предсказуемо. Немец считал, что его познания — его интеллектуальная собственность, американцы же видели в Борзе пленного нациста, подневольного человека. В результате авиаконструктор Хортен оказался в отдаленном районе Южной Америки, на ферме без электричества. Американцы частично решили свои проблемы только на бомбардировщике-невидимке В-2 «Спирит» за счет широкого применения электронных систем. Возможно, это удалось им только частично, ведь один «Спирит» недавно упал на взлете из-за отказа электроники. А «летающие крылья» Хортена обходились без электроники и прекрасно летали еще до войны. Все их видели, но ... никто не видел основного, ибо никому другому это видение не было подарено природой.