"Это отчет о нашем путешествии, который мы, нижеподписавшиеся, подтверждаем правдивостью;
21-й Мессидор.
Josephine Bonaparte. Бонапарт-Лавалетт. Гортензия Богарне. Рапп. Бонапарт Просто/
Если бы путешествия Бонапартов были такими же тяжелыми, как это, легко представить себе условия, в которых путешествовали обычные люди. Одной из неприятностей, на которую они жаловались, было количество платных этапов.
"Французы, - говорит Йорк, - недавно открыли способ сбора денег, необходимых для ремонта дорог. Они установили барьеры, через неравные промежутки времени, которые можно открыть, только заплатив от восемнадцати до двадцати су.'
Каждый участок между двумя барьерами считался этапом, но плата за этап на национальных дорогах была выше, чем на других: например, между Кале и Парижем было всего двадцать шесть этапов, но за проезд приходилось платить соответственно тридцать четыре с половиной.
Какие арифметические задачи пришлось решать несчастному путешественнику! Он вечно листал официальный справочник по этапам одной рукой, а другой рылся в кармане жилета.
Дополнительные налоги налагались на него, когда ему приходилось переходить мост или переправляться через реку. Чем ближе он подъезжал к Парижу, тем больше обязанностей ему приходилось выполнять. В департаменте Сены сборы за переправу были следующими: шесть су за двухколесную карету, пятьдесят сантимов за четырехколесный экипаж, восемь су за телегу, пятнадцать за повозку, десять сантимов за человека верхом, пять за пешего пассажира, только три за теленка. Таким образом, двуногие и четвероногие имели свою особую иерархию.
Любой, кто пересекает Францию из конца в конец, имел бы время сравнить эти бесчисленные тирании путешествий. Ему посчастливилось бы, если бы какой-нибудь нечестный паромщик не потребовал выкупа, если бы он захотел перейти вброд, как это было в случае со студентом из Перигора, молодым Поумисом, который оставил нам свои воспоминания.