Мерсье жаловался на это еще при Людовике XVI, но с революцией грязь только усилилась. Было ли это из-за того, что повозки были заняты другими обязанностями во время Террора, что санитарными задачами с тех пор пренебрегали? Во всяком случае, перед дверями громоздились бесчисленные кучи мусора, ожидающие следующей грозы, которая перекинется через середину дороги и превратит ее в болото. Когда плохая погода взяла верх, вид большинства улиц с их большими, разрозненными плитами, их единственными центральными конурами и отсутствием тротуаров был неописуемым. Заблудившиеся в этом болоте, смоченные водой с крыш, из которых на расстоянии трех футов от домов торчали длинные водосточные трубы, притворявшиеся горгульями, пешеходы пережили несколько трагических моментов.
- Каким бы хорошим ходоком ты ни был, - простонал один из них, - человек не решается пробираться по улицам, заваленным отбросами и покрытым густой клейкой грязью.... Вчера, идя пешком в национальный ботанический сад, я прошел несколько переулков, где нищета, грязь и непристойность прохожих были таковы, что мне становилось тошно при одной мысли о них. ... Это первый раз за время моих странствий по Европе, когда я обнаружил, что у меня есть желудок, и понял ощущение, описанное как mal de ceur!
- Однако были опробованы некоторые улучшения. На некоторых улицах середина проезжей части была изогнута, а центральная конура заменена желобами справа и слева. Говорили, что этот метод дал хорошие результаты в Англии; но в то время как в Лондоне были тротуары, в Париже их все еще не было, что означало, что каждый ливень вызывал наводнения, и вода стекала в подвалы и попадала в магазины.
- "Давайте сразу же сделаем тротуары!" -подумали инженеры; но первые, которые они проложили, были вымощены большими плитами, которые затрудняли ходьбу, усеяны неприглядными столбами и внезапно прерывались у каждого въезда, заставляя пешеходов постоянно ходить взад и вперед.
- Принимая все во внимание, нововведение не показалось особенно полезным. Знаменитые тротуары Диллона, как их называли, поэтому очень медленно осваивались при Империи. Некоторые появлялись то тут, то там, на улицах, таких же больших и широких, как улица Монблан,-сегодняшнее шоссе д'Антен. В других местах изменений не произошло: пешеходы продолжали прижиматься к стенам, чтобы их не переехали, а маленькие савоярды продолжали бросать доски через сточную канаву со своим традиционным криком " Passez, payez!" Пикантный предмет для художников, но крайне неприятная необходимость для модниц обоих полов, поскольку им вечно грозит глиссада и дурно пахнущая ванна для ног.
- Стендаль прошел через это испытание однажды вечером, пытаясь пересечь канаву на улице Пуатье. Он вышел из него таким грязным, что ему пришлось провести ночь со своим другом Крозе, чтобы его штаны высохли. А приключение было еще свежо в его памяти, не сомневаюсь, когда семь или восемь лет спустя он писал в своем дневнике: 'Мы должны кричать на этих парижан, которые считают себя настолько продвинуты в вопросе их полиции и их чистота-вы Варвары; улицы воняют вслух; вы не можете сделать шаг в них, не будучи покрыты черной грязью, которая дает отвратительный внешний вид для населения, вынуждены передвигаться пешком. Это происходит из-за абсурдной идеи превратить ваши улицы в главную канализацию. Именно под улицами должны быть проложены канализационные трубы/
- Идея, которая сегодня кажется несколько банальной, но в гораздо меньшей степени была таковой во времена Первой империи, поскольку за все время правления, в котором архитекторы и инженеры играли такую важную роль, было проложено всего пять километров новых канализационных коллекторов. Пять километров - едва ли триста часть нашей сегодняшней подземной системы!
- [Картинка: _8.jpg]
- 4 Вооруженных грабителя на дорогах Франции