Многие кокотки, в качестве напоминания о своей связи с каким-нибудь знаменитым военным, заимствовали модель из каталогов Мезангера, описанную как "Постель жены генерала". Два копья, скрещенные за щитом, поддерживали занавески в углублении кровати, а перевернутый римский шлем служил уборной по ночам.
Еще одной очень странной спальней была спальня актера Ля Рива. В своем доме в Монлиньоне он поставил походную кровать под палаткой, увешанной портретами Спартака, Чингисхана, Баярда и Танкреда, его самых известных ролей. Кажется чудом, что он мог спокойно спать в такой компании.
Но в период расцвета консульства самой знаменитой спальней была спальня мадам Рекамье. Несравненная Джульетта взяла за правило демонстрировать его посетителям как музей элегантности. Когда она устраивала вечеринку, она приветствовала каждого гостя одним и тем же вопросом: "Хотели бы вы посмотреть мою комнату?", и горстка верующих сопровождала ее в святилище.
Всегда легко удивляемый, Рейхардт описывает это с несколько наивным восхищением. "Эта очень высокая комната была полностью окружена высокими зеркалами, все в одном куске, с огромным зеркалом, образующим крайнюю перегородку. Здесь, головой к стене, стояло эфирное ложе богини этого места— облако муслина, белый пар! *
Возможно, такое изобилие зеркал в спальне честной женщины может показаться немного сомнительным на современный вкус. Но ученый путешественник не был столь привередлив. Его поразила антикварная кровать, задрапированная портьерами из фиолетового шелка и увенчанная шелковой сеточкой бронзового цвета. Он заметил статую Тишины, купающуюся В лучах лампы, в которую джинн каплю за каплей наливал масло. Рядом со спальней была ванная комната, с ванной, скрытой под диваном, обитым красным сафьяном, в неизбежной нише из зеркала; а рядом также был будуар с потолком, украшенным фресками, стульями,обтянутыми туровым шелком, и в каждом углу стояла лампа Арганда на металлической подставке. Двойные шторы на всех окнах, повсюду свисающие вуали. Слишком много загадок для спальни и будуара, в которых, если верить слухам, никогда ничего не происходило.
То же самое, конечно, нельзя было сказать о спальне мадам Тальен, которая, став любовницей Уврара, сменила имя на Терезу Кабаррус. В своем доме на улице Вавилон, которым она была обязана его щедрости, она тоже любила демонстрировать свою кровать, кровать из черного дерева, украшенную бронзой, укрытую чем-то вроде шатра, поддерживаемого клювом пеликана. Эта современная Клеопатра считала, что украшения ее спальни и гостиной выполнены в чистейшем египетском стиле; но ее обойщик-возможно, знаменитый Булар, позже нанятый Жозефиной, - снабдил ее в основном милями золотой бахромы и отделки в явно парижском вкусе..
Стык Консульства и Империи был счастливым временем для торговли предметами роскоши, когда развивалась мода, а мебель менялась изо дня в день. В какой-то момент все помешались на полированном дереве. Несколько месяцев спустя ни в одной уважающей себя гостиной не могло быть мебели из красного дерева или цитрусового дерева; она должна быть сделана из * обычного дерева, покрытого несколькими слоями матовой белой краски, с украшениями из полированного золота*. Или опять, в лето, ради прохлады, некоторые молодые леди могут требовать набор мебели из окрашенного железа, ее часы из железа, ее античные вазы из железа, украшения на ее каминной полке и ее подоконники, даже ее кровать железа/ и мелочных лавок в будущем будет богаче на несколько забавных курьезов.
Тысяча заразительных капризов доказывают, что парижане ни в чем не могли отказать своим женам, а тем более любовницам. Хотя мадам не была музыкальна, она сразу же обнаруживала, что не может жить без большого пианино или арфы с позолоченными краями. Джентльмен отправился к Эрарду; 1 Красивая арфа стоила сто луидоров, рояль-вдвое больше, но это означало, что женщина была довольна, в то время как все ее друзья побледнели от ревности.
У другой дамы могла бы быть мания на цветы. В ее квартире их было так много, что, помимо камердинера и полировщика пола, ей скоро понадобится садовник в помещении. Тем временем у нее была построена оранжерея, где она проводила свои дни-Независимо от того, принимала ли она герань за гортензии или путала пестики и тычинки, она гордилась ботаническими знаниями и заявляла с глубокой серьезностью: "Раньше я любила литературу, музыку, танцы, моего мужа; теперь у меня есть только одна страсть в мире-Цветы! А! Они - радость моей жизни! Я могу существовать только в своей теплице/