Турки, египтяне и арабы принадлежат к суннитской секте; догматы шиитов исповедуют персы, значительная часть татар и несколько мусульманских князей в Индии.
Али был похоронен в Куфе, но точное место его захоронения определить невозможно. В окрестностях города была возведена великолепная мечеть, которая называется Мешед-Али, место мученичества Али; она и по сей день является излюбленным объектом паломничества набожных мусульман.f
Итак, после самого неспокойного и несчастливого халифата Али умер от своей раны на шестьдесят третьем году жизни и на пятом году своего правления, в 661 году н. э., и на тридцать восьмом году Хиджры; в результате чего третий халиф был убит в течение двадцати лет рукой убийцы.
Али был честным и благородным человеком, покровителем литературы и изящных искусств, а сам был поэтом. Он, безусловно, заслуживал лучшего обращения со стороны своих подданных, будучи справедливым судьей и добрым и отеческим правителем; чаще прощал, чем наказывал за проступки тех, кто так часто вступал в заговор против его жизни и интересов. Его прямые потомки-шерифы и эмиры; им разрешено носить свои тюрбаны и волосы особым образом, отличающимся от обычаев всех других мусульман.
Али оставил двух сыновей, Хасана и Хосейна. Хасану шел тридцать пятый год, когда он сменил своего отца на посту пятого халифа мусульман. Народ выбрал Хасана без возражений, потому что он был любимцем своего деда, пророка, на которого, как говорят, он также был похож чертами лица. Более того, он был доброжелательным, честным и набожным человеком, но ему катастрофически не хватало энергии, столь необходимой правителю в смутные времена. Новый халиф охотно распустил бы армию, готовую выступить в поход на Сирию, ибо он не был любителем войны и предпочел бы лишиться сирийских провинций, чем участвовать в битве.
Его брат Хосейн, однако, был воином; как и многие из генералов-ветеранов, которые присягнули на верность его отцу и чьи планы он поэтому был вынужден следовать. Соответственно, он двинулся на Сирию, послав вперед двенадцать тысяч легких войск под командованием Кайса, чтобы проверить продвижение Моавии, который продвигался навстречу армии Хасана. Кайсу удалось отбить сирийцев и занять позицию, где он мог ожидать прибытия основных сил армии, которые, однако, так и не достигли места назначения. Войска из Хасан был в основном из Ирака и не склонен участвовать в кампании; более того, они знали, что он неэффективный командир. Среди солдат вспыхнуло восстание, в ходе которого Хасан был ранен. Это произошло в Мадейне, и халиф был вынужден искать убежища у губернатора в цитадели. В конечном счете он направил предложения Моавии, предложив отречься от престола в его пользу при определенных условиях, на которые Моавия с готовностью согласился. Итак, к великому негодованию Хосейна, Хасан отрекся от престола, и в конце концов оба брата поселились в Медине, где Моавия щедро снабжал их средствами.
Этот поступок, несомненно, спас много кровопролития, и в тридцать девятом году Хиджры начал править шестой халиф, Моавия I. Его первым действием было почти уничтожение секты сектантов, народа, еще более опасного, чем современные янычары, к которому халиф Моавия испытывал глубокую ненависть из-за удара, нанесенного ему в Дамаске.
СНОСКИ
[34] Что касается даты взятия Дамаска, власти расходятся во мнениях, некоторые относят ее к 634 году н. э., а другие-к 635 году н. э. Продолжительность осады также одинаково неопределенна, Эль-Макинк утверждает, что она составляет шесть месяцев, в то время как Абульфедад дает семьдесят дней.
[35] Д-р Вейль,опираясь на авторитет Забана, говорит, что этот последний рассказ наиболее вероятен, поскольку его передают Айша и Абд ар-Рахман, сын и дочь Абу Бекра.
[36] [Другие авторитетные источники утверждают, что Александрия пала через девять месяцев после смерти Ираклия.]
[37] [Утрата, понесенная во времена Цезаря, была возмещена подарком Антония Клеопатре из библиотеки Пергама. В Александрии было две библиотеки: одна-Брухиона, которая была разрушена во время народных волнений в царствование Галлиена в 263 году н. э.; другая-Серапеума, которая пережила ту же участь из-за насилия Феофила, как описано в гл. 28, на которую здесь ссылается Гиббонг. Таким образом, эти ценные коллекции исчезли за 250 лет до вторжения Амру в Египет; и за этот промежуток времени есть ли в истории записи о принце, патриархе или префекте, у которых были либо средства, либо воля, чтобы заменить их. История Абул-Фараджа не распространялась бы с таким усердием, если бы она не служила целям тех, кто хотел приписать варварам-завоевателям Рима вину за омрачение мира. Гиббон говорит, что у него было сильное искушение отрицать как факт, так и последствия этого непоправимого кораблекрушения обучения, поскольку оно основано на простом авторитете Абуль-Фараджа, в то время как Эвтихиуси и Эль-Макинк оба молчат по этому вопросу. Милман,однако, добавляет, что с этого периода в поддержку Абуль-Фараджа было приведено несколько новых мусульманских авторитетов: (1) Абд аль-Латиф,к, профессор Уайтел; (2) Макрисим; (3) Ибн Халдунн; и после них Хаджи Халфа.о Рейнхард в немецкой диссертации, напечатанной в Геттингене, 1792, и Сент-Круа (Энциклопедия Магасина., том. IV, стр. 433), рассмотрели этот вопрос. Среди ученых-востоковедов профессор Уайт, М. Сент-Мартин, К. фон Хаммер,Р. и Сильв де Сакис считают,что факт сожжения библиотеки по приказу Омара не подлежит сомнению. Мусульманский писатель выдвигает аналогичное обвинение против крестоносцев. Говорят, что библиотека Триполи содержала невероятное количество трех миллионов томов. При взятии города граф Бертрам Сен-Жиль, войдя в первую комнату, в которой не было ничего, кроме Корана, приказал сжечь все целиком, как произведения лжепророка Аравии.]
[Картинка: img_30]
[Картинка: img_31]
ГЛАВА VI. ОМЕЙЯДЫ
ОСНОВАНИЕ ОМЕЙЯДОВ
[661-750 н. э.]
С Моавии началась династия дома Омайя, называемая“Омайядами”. Говорят, что этот халиф покровительствовал литературе, и во время его правления многие греческие науки были впервые введены в Аравию. Моавия преуспел в восстановлении мира в своих владениях. Одним из его первых назначений было восстановление Амру в правительстве Египта; в знак благодарности за его заслуги ему были выделены все доходы этой богатой страны за всю его жизнь; но Амру был преклонных лет и пользовался своим положением лишь короткое время, умирая в 663 году.
Теперь Моавия обратил свои мысли к иностранным завоеваниям, надеясь оставить знаменитое имя вместе с королевским престолонаследием своему сыну Язиду. Соответственно, он послал его во главе могущественной силы, чтобы подчинить эту знаменитую столицу, которой суждено было в последующие годы стать, как она и сейчас остается, штаб-квартирой исламизма и резиденцией мусульманских правителей.