Сегодня мы поговорим о том, как сделать атмосферу на уроке комфортной для ученика. Изучение мальчишек седьмого класса показало, что не все дети чувствуют себя одинаково комфортно на уроке. Этому есть несколько не связанных между собой причин.
Первая причина заключается в том, что ученику не интересен предмет или учитель, или все вместе.
Случай самый трудный для учителя. Он ведь не обязан насильно нравиться или навязывать интересы всем ученикам. В этом случае ситуация скорее будет нейтрально неинтересной для обеих сторон. Ученик, при нормальном поведении, скорее всего, будет успевать на четыре или на три в том случае, если у ребенка будут отклонения в поведении.
Вторая причина более банальна – ребенок не подготовился к уроку. Это встречается часто, многие дети готовят уроки, уже придя в школу. Да, домашнее задание выполняется не дома, но время сейчас течет очень быстро. Ребенок может себе позволить его экономить.
При этом, домашняя работа, выполненная «на коленке» ребенком не усвоена, она списана у других. Он будет чувствовать себя на уроке не уютно.
Ведь учитель в глазах ребенка – это человек, который знает преподаваемый предмет лучше всех в мире. Это правда. Авторитет учителя в предметной области часто выше даже авторитета родителей. Учитель может ответить на любой вопрос ребенка по предмету, на любой.
Т.е. в любом случае учитель способен создавать для любого ученика ту атмосферу, которую посчитает нужной. Но, любой учитель предметник заинтересован в том, чтобы детям на уроке было интересно. А это возможно только в том случае, если ребенку будет комфортно.
Это для нас значит лишь одно – в начале каждого нового урока учитель обязан обнулить все обстоятельства, мешающие ребенку воспринять урок с удовольствием.
Мы думаем, что это возможно, если учитель знает каждого ребенка, его интересы, увлечения и другие моменты, вызывающие положительные эмоции ученика. При возникновении проблемы или нестандартной ситуации на уроке учитель может перевести ситуацию в область интересов ребенка.
На примере седьмого класса мы видим, что дети сами выбирают работы, которые они выполняют в течение года. Мы незаметно, исподволь, через домашние задания выясняем интересы детей. Увлечения детей иногда просто поражают.
Неожиданно мы узнали, что один из ребят много прочитал о зоне отчуждения на Чернобыльской АЭС.
Другой собирает модели известных памятников архитектуры. Третий с семи лет занимается борьбой. Четвертый целый год обучался во всероссийской школе футбола.
Мы не читаем детям нотаций, мы подталкиваем их к самовыражению в тех областях, где они чувствуют себя в своей тарелке.