Фокалор - великий герцог, выступающий как человек с крыльями, подобными грифану, он убивает людей и топит их в водах, и опрокидывает военные корабли, управляя и управляя ветрами и морями. И пусть смотритель заметит, что, если он не прикажет ему никому не причинять вреда, он охотно согласится с этим: он надеется изменить 1000 лет, чтобы вернуться на седьмой престол, но он обманут, у него три легиона ...
Таковы были демоны ритуальной магии. По сути, они принадлежат к воинствам ада, какими их представлял средневековый католицизм: они падшие, злые ангелы. Не то чтобы астрологические связи вообще отсутствовали: некоторые книги по магии действительно пытаются связать определенных демонов с конкретными планетами и настаивают на том, что заклинание будет успешным только в том случае, если оно будет рассчитано с должным учетом планетарных влияний. Но это очень второстепенная тема. По большому счету, демоны, которыми занимается маг, неотличимы от демонов, действия которых мы рассматривали в главе 4. В некоторых случаях даже имена заимствованы из Библии. Таким образом, властелином всех демонов является Ваал, бог солнца хананеев, который в Ветхом Завете изображается величайшим и более грозным из всех языческих богов и повелителем всех мерзостей; в то время как «могущественный царь» Белиал известен из еврейского апокалипсиса, где он фигурирует как главная сила зла, а «ужасный герцог» Берит упоминается в Книге Судей как бог неверных. Другие демоны носят имена, совершенно неизвестные за пределами ритуальной магии Европы и, очевидно, придуманные ad hoc; но очевидно, что они тоже принадлежат к одной адской иерархии. Некоторые из формул заклинания вполне ясны по этому поводу: «Я заклинаю вас ныряет ... Заклинаю вас и всех вас, вы адские короли ... вашим адом и всеми ныряющими в нем ...» (13 ) Другие демоны носят имена, совершенно неизвестные за пределами ритуальной магии Европы и, очевидно, придуманные ad hoc; но очевидно, что они тоже принадлежат к одной адской иерархии. Некоторые из формул заклинания вполне ясны по этому поводу: «Я заклинаю вас ныряет ... Заклинаю вас и всех вас, вы адские короли ... вашим адом и всеми ныряющими в нем ...» (13 ) Другие демоны носят имена, совершенно неизвестные за пределами ритуальной магии Европы и, очевидно, придуманные ad hoc; но очевидно, что они тоже принадлежат к той же адской иерархии. Некоторые из формул заклинания вполне ясны по этому поводу: «Я заклинаю вас ныряет ... Заклинаю вас и всех вас, вы адские короли ... вашим адом и всеми ныряющими в нем ...» (13 )
Более того, демоны, вызываемые по имени - шестьдесят девять демонов, перечисленных Вейером и Скоттом, семьдесят два перечисленных в Гоэтии, - командуют услугами бесчисленных меньших демонов; и это демоны, чья вездесущность и непрекращающаяся деятельность так ужаснули аббата Рихалма Шентальского. (14) Только в контексте ритуальной магии эти обитатели ада вместо того, чтобы сеять хаос в соответствии со своими собственными желаниями, подчиняются воле мага.
Многие из преимуществ, которые маг стремился получить через свои демонические контакты, будь то для себя или для своего работодателя, не имели вредных последствий для других людей. С помощью ритуальной магии можно было без усилий овладеть искусствами и науками; можно было вызвать любовь к партнеру, которого он хотел; можно было завоевать расположение великих и таким образом продвинуться по карьерной лестнице; можно было узнать местонахождение спрятанных или закопанных сокровищ; можно было предвидеть свое будущее. Почти такие же запросы существуют и сегодня - и удовлетворяются в самых разных отраслях, от косметики до розыгрышей, от индивидуальных курсов до гороскопов. Но если это были самые общие цели ритуальной магии, то не единственные. Причинение болезней, глухоты, слепоты, безумия; провоцирование мужчин на воровство и убийство; образование гнилостных ран, приводящих к смерти в течение трех дней; сжигание собственных врагов мага - это настоящая эмалефика, и все они фигурируют среди «кабинетов духов». Вдобавок богатые и могущественные часто спонсировали ритуальную магию для своих конкретных целей: некоторые демоны специализировались на ведении войн и сражений, топении военных кораблей, разрушении стен, сожжении городов дотла.
Какова бы ни была его цель, сам акт заклинания следовал строго религиозному образцу, который мог быть либо еврейским, либо христианским вдохновением, либо смесью того и другого. он пытался заставить людей убивать друг друга, он приступил к этому самым благочестивым образом. Нигде в сохранившихся магических книгах нет намека на сатанизм. Нигде не предполагается, что маг должен объединиться с демоническими воинами или совершить зло, чтобы завоевать расположение Князя Зла. Ни слова не говорится об отмене или осквернении религиозных ритуалов или обрядов, христианских или иудейских. Демонов не следует поклоняться, а, наоборот, нужно покорять их и подчинять им; и это должно быть сделано силой Бога, сотворившего всех духов, а также всех людей. Повсюду это отношение набожного человека, который может с уверенностью взывать к Богу о помощи в его начинаниях. Действительно, все книги по магии подчеркивают, что магическое предприятие не имеет шансов на успех, если маг не поклоняется Богу и не верит абсолютно в его безграничную доброту.
Может показаться парадоксальным, что кто-то должен надеяться на помощь Бога в поиске спрятанных сокровищ, не говоря уже о сожжении городов дотла; но в контексте ритуальной магии это не так. В основе ритуальной магии лежала вера в непреодолимую силу некоторых божественных слов и, прежде всего, Божественного имени. Строки таких слов и имен были встроены в молитвы. Эти молитвы, произносимые вслух при соответствующих обстоятельствах, должны были заставить демонов повиноваться: при звуке Божественного Имени демоны дрожали и подчинялись воле мага. Но как мог человек призывать Бога или произносить Божественное Имя - по крайней мере, с какой-либо надеждой на то, что его услышат, - если он сам не был полон благоговения и любви к Богу? Так получилось, что даже когда его цели были совершенно разрушительными, даже когда он пытался работать с амалециумом,
В некотором смысле вызов демона был одним долгим упражнением в религиозной преданности. Перед тем, как приступить к колдовству, маг должен был подготовить себя периодом целомудрия, поста и молитвы. Затем различные странные инструменты, используемые в заклинании - меч, посох, жезл, ланцет, крюк, серп, игла, нож с белой рукоятью, нож с черной рукоятью - нужно было окурить, окропить и освятить. Чтобы освящение было эффективным, оно должно было включать чтение семи псалмов, молитвы ангелам и прямое обращение к Богу. Затем, когда приближалось время заклинания, маг умылся в освященной воде и надел свои церемониальные платья, в том числе шляпу из белой кожи с именами Бога, такими как Эль, Элохим или Иегова, Адонай. Прежде всего, само заклинание было выполнено с помощью силы Бога. Любой желающий может изучить невероятно длинные (и утомительные) формулы в переводе Мазерса Ключа Соломона. (16) Здесь будет достаточно более короткого примера из Лемегетона. Если демон упорно отказывается появляться после многократных заклинаний, маг может перейти к высшей санкции - он может наказать демона во имя Бога:
Ты по-прежнему вреден и непослушен, не желаешь появляться и не сообщать мне о том, что я хочу знать; Итак, теперь, во Имя, могущество и достоинство Всемогущего и Бессмертного Господа Бога Воинств, Иеговы Тетраграмматона **, единственного Создателя Неба, Земли и Ада, со всем, что в них содержится, чудесный Распорщик всего видимого и невидимого. , Я проклинаю тебя и лишаю тебя всей твоей должности, власти и места; Я связываю тебя в глубинах Бездонной Ямы, чтобы остаться там до Судного Дня, в озере огненном и серном, приготовленном для мятежных духов ... (17)
Что еще более странно, маг мог навсегда связать дух с собой. заключив его в кольцо, зеркало, кристалл или другой камень; и в этом тоже была необходима божественная помощь. Здесь Реджинальд Скот снова может служить проводником к загадкам. Только после того, как чародей провел день в посте, исповедался и провел еще два дня в молитве, он был готов начать. Предварительное призывание пяти высших демонов, Ситраэля, Маланты, Тамаора, Фалаура и Ситрами, было совершено с великим проявлением христианского благочестия - во имя Отца, Сына, Святого Духа, Девы Марии, всех святых. , ангелы и архангелы, патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, мученики «и все избранные Божьи». Эффект такого заклинания, повторенного пять раз, был безупречным: «Тогда ты увидишь выходящих из северной части пяти королей с чудесной компанией: когда они выйдут на круг, они спустятся со своих лошадей и преклонят колени перед тобой, saieng: Maister, повелевай нам, что ты хочешь , и мы сразу же будем тебе послушны ». Теперь маг был в состоянии достичь своей цели:
Я заклинаю, поручаю и приказываю вам и всем вам, Ситраэль, Маланта, Тамаор, Фалаур и Ситрама, вы адские цари, вложить в этот хрустальный камень единого духа, сведущего и сведущего во всех искусствах и науках, в силу этого имя Бога Тетраграмматон, и крест Господа нашего Иисуса Христа, и гром невинного агнца, искупившего весь мир, и всеми их добродетелями и силами я заклинаю вас, благородные цари, чтобы упомянутый дух мог учите, показывайте и объявляйте мне и моим подопечным во все часы и минуты, как ночью, так и ночью. правда обо всем, как о телах, так и о призраках. в этом woijd. что бы я ни попросил или ни пожелал, также объявляя мне мое истинное имя. И я приказываю в вашей части действовать и подчиняться им, как своему господину и господину. Сделав это, они вызовут дух Certeine, кому они прикажут войти в центр обведенного или круглого кристалла. Затем поместите кристалл между двумя кругами, и вы увидите, что он стал черным.
Затем прикажи им повелевать духу в христалле не выходить из камня, пока ты не дашь ему разрешение, и исполнить твою волю навеки ... А затем возьми свой христалл и смотри в него, спрашивая, что ты захочешь, и он явит тебе это ... И когда дух заключен, если ты боишься его, свяжи его какой-нибудь узами ... »(18)
«Если ты его боишься…»: демоны были опасными существами, и ритуал был разработан не только для того, чтобы заставить их служить магу, но и для защиты его от них. Духовные приготовления, предварительные умерщвления и молитвы должны были гарантировать, что он останется в безопасности телом и душой. Некоторые из магических книг даже добавляют, что если маг при попытке заклинания не находится в состоянии благодати и имеет чистую совесть, он может обнаружить, что вместо того, чтобы командовать демоном, он подчиняется ему. Точно так же, когда маг надел свои церемониальные одежды, на которых были написаны имена Бога, он защищал себя от разрушительных сил, которые он собирался вызвать. Круг, который он начертил на земле своим освященным мечом, служил той же цели: он отмечал поле сосредоточенной божественной силы, барьер, который не мог преодолеть ни один демон. Пока маг оставался внутри круга, он мог действовать безопасно; но если он выйдет за его пределы или даже позволит одной конечности выскользнуть наружу, демоны могут схватить его.
Все это очень далеко от великой охоты на ведьм. И на первый взгляд может показаться невероятным, что реальность мага с его сложной технической литературой, его тщательно продуманными профессиональными техниками по овладению и связыванию демонов, его непрекращающимся призывом к Богу могли хоть что-то способствовать фантазиям о неграмотных крестьянках в сексуальном плане. соблазненный демонами и поступивший на службу сатане. Тем не менее, он что-то внес, и это что-то можно определить.
В ритуальной магии демоны представлялись участвующими гораздо более прямым и индивидуальным образом, чем это было в случае с обычной магией, которая практиковалась на протяжении веков. Конечно, Церковь всегда утверждала, что каждая магическая операция подразумевает сотрудничество демонов; но это понималось в очень расплывчатом и общем смысле. Теперь маги вызывали демонов по имени, вызывая их проявить себя в видимой форме, давая им точные инструкции; и это подразумевало новую и более тесную форму сотрудничества между отдельными людьми и конкретными демонами. Более того, некоторые демоны считались особенно хорошими поставщиками фамильяров, что указывало на еще более тесную и прочную форму сотрудничества.
Затем был вопрос о жертве. Маги не были сатанистами, но некоторые из них определенно пытались заманить демонов подношениями из плоти и крови. Это не имело ничего общего с человеческими жертвами. Обычай заключался в том, чтобы отрезать конечность от трупа - обычно труп преступника на виселице - или зарезать животное или птицу. Майкл Скот и Чекко д'Асколи ссылаются на такие практики тринадцатого и четырнадцатого веков; а некоторые магические книги содержат подробные рецепты принесения в жертву птицы. Магу, например, приказывают в полночь отвести черную девственную курицу на перекресток и разорвать ее на части, вызывая демона; или же убить черного петуха, вырвать ему глаза, язык и сердце, высушить их на солнце и превратить в порошок, который затем подносят. (19) По общему признанию, книги, содержащие эти два рецепта, датируются соответственно семнадцатым и девятнадцатым веками; но сами рецепты, безусловно, очень древние. Все эти различные формы жертвоприношений фигурируют в тех или иных испытаниях четырнадцатого века.
В этих сделках особое место отводилось демону Белиалу. «Лемегетон» и его варианты описывают положение того «могущественного царя», который в своем происхождении был первым ангелом, созданным после Люцифера или самого Сатаны. Мы узнаем, что царь Соломон заключил семьдесят два главных демона в медный сосуд и бросил его в глубокое озеро; но вавилоняне обнаружили сосуд и, предположив, что в нем было большое сокровище, разбили его. Освобожденные таким образом духи вернулись на свои прежние места вместе со своими легионами. Только Белиал пошел по другому пути: он вошел в образ или идол, откуда он произносил оракулы в обмен на жертвы и божественные почести (20). Такой демон фигурирует по крайней мере в одном из испытаний четырнадцатого века - посмертном суде над Папой. Бонифаций VIII. Более важный,
На самом деле, какие бы жертвы ни приносились, и даже если они приносились самому Белиалу, к Богу все равно взывали и его всемогущество подтверждалось. Но это не сделало судебное разбирательство менее кощунственным, даже еретическим, если рассматривать его с точки зрения католической доктрины. Первый шаг к великой охоте на ведьм был сделан, когда традиционное учение Церкви было применено - не обязательно или в основном инквизиторами - к относительно незнакомому феномену ритуальной магии; ибо в этом процессе малеициум приобрел значение, которым не обладал в предыдущие века.
В статье «Колдовская литература», представленной Американской исторической ассоциации в 1889 году, Джордж Линкольн Берр перечислил теологические и церковные заявления, которые, по его мнению, фактически создали стереотип о ведьме. Уже Фома Аквинский, умерший в 1274 году, «учил, что среди людей есть и другие слуги Дьявола, более изощренные и опасные, чем еретики: мужчины и женщины, всецело преданные его служению - ведьмы». К 1320-м годам, продолжает он, Церковь была полностью привержена борьбе с колдовством; Примером этого является булла Папы Иоанна XXII Super illius specula. Наконец, инквизитор Николас Эймерик написал самую раннюю книгу о колдовстве с целью прояснить его природу и, таким образом, помочь инквизиторам выявлять ведьм и преследовать их. (21) Берр был серьезным и сознательным ученым, и его комментарии хорошо соответствовали тому, что, как предполагалось, происходило вокруг Тулузы и Новары; поэтому неудивительно, что эта точка зрения на этот вопрос была принята и сохранена авторитетными историками до наших дней. Но теперь выясняется, что событий вокруг Тулузы и Новары никогда не было, и в любом случае с тех пор, как была прочитана лекция, прошла лучшая часть столетия. Пора еще раз изучить источники. и в любом случае лучшая часть века прошла с тех пор, как была прочитана лекция. Пора еще раз изучить источники. и в любом случае лучшая часть века прошла с тех пор, как была прочитана лекция. Пора еще раз изучить источники.
Что касается Фомы Аквинского, задача уже выполнена. Более тридцати лет назад другой американский ученый, Чарльз Эдвард Хопкин, сформулировал превосходный тезис, озаглавленный «Доля Фомы Аквинского в росте иллюзий колдовства». (22) Если бы это было когда-либо опубликовано, изречение Берра, несомненно, пользовалось бы меньшим доверием; ибо Хопкин обнаружил, что в обширной работе «Ангельского доктора» нет места чему-либо, отдаленно напоминающему ведьм, как ведьм представляли во времена великой охоты на ведьм.