Компьютерные игры - это здорово, но когда-то мы все начинали с обычных игрушек: машинок, конструкторов и мишек. До того как нам подарили первую приставку или купили компьютер “для учебы”, мы устраивали сражения пластиковых солдатиков, играли Бэтменами и Барби. Одни, став взрослыми, больше никак не соприкасаются с игрушками, другие собирают фигурки любимых персонажей фильмов или аниме, третьи превратились в Adult Fans Of Lego (или AFOL) и продолжают покупать легендарный датский конструктор.
Разработчики знают, что люди любят игрушки, поэтому возникла целая группа игр, где им отведена особая роль. О таких проектах мы и поговорим в этом материале.
Основные характеристики и немного истории
Строго говоря, toys-to-life - не столько отдельный жанр, сколько технология. Суть раскрывается в самом названии: игрушки оживают. Но не в реальности, а в виртуальном мире игры. Игрушка (как правило, фигурка) взаимодействует с программой через специальное устройство и дает доступ к определенному контенту - герою, локации, предмету и т.д.
Несмотря на то, что термин появился в 2010-х, попытки реализовать подобные технические решения были и раньше. Так с первыми партиями NES в Северной Америке поставлялся R.O.B. (Robotic Operating Buddy) - игрушечный робот, способный реагировать на белые вспышки на экране телевизора. Nintendo не стала тратить ресурсы на долгосрочную поддержку устройства и создание игр для него, но R.O.B. помог компании продвинуть свою приставку на рынки США и Канады.
Другой интересный пример - игрушка-истребитель XT-7 (фактически - лучевой пистолет) из фантастического сериала конца 80-х “Captain Power and the Soldiers of the Future”. Как и R.O.B., она реагировала на мерцающий свет на ТВ-экране - в данном случае от вражеских кораблей. Если игрок вовремя не “отстреливался”, истребитель терял очки здоровья, а фигурка пилота катапультировалась, что означало поражение. Бороться с силами Лорда Дредда (врага человечества из сериала) можно было смотря эпизоды “Капитана” по телевизору или отдельные “миссии” на VHS-кассетах.
Девяностые и нулевые не были слишком плодотворными для toys-to-life - настоящий скачок произошел в десятых, и замешан в нем был один из культовых игровых персонажей пятого поколения консолей.
Яркие представители
Skylanders
Если у вас была первая PlayStation, вы наверняка знакомы с фиолетовым дракончиком Спайро, три игры о котором вышли на платформе и стали хитами. После выхода последней права на героя перешли к Vivendi Universal, а затем к Activision (Vivendi вошла в ее состав). Та использовала Спайро для привлечения внимания к Skylanders - проекту, разрабатываемому Toys for Bob. Первая игра серии вышла со Spyro’s Adventure в названии, но дракончик не играл в ней особой роли, будучи лишь одним из играбельных персонажей. По умолчанию игроку было доступны трое Скайлендеров - сам Спайро, Trigger Happy и Gill Grunt. Чтобы разблокировать остальных 27, нужно было купить фигурки и поместить их на устройство “Портал Силы” (Portal of Power).
Пользователя ожидал несложный, зато яркий и красочный action-adventure с элементами RPG и платформера. Игра вышла для всех основных консолей того времени, получила хорошие оценки в прессе и стала успешной коммерчески, принеся Activision полмиллиарда долларов к весне 2012.
Помимо Spyro’s Adventure свет увидели еще пять игр основной серии: Giants, Swap Force, Trap Team, SuperChargers, Imaginators и шесть спин-оффов. Вселенную франшизы дополнили несколько романов, комиксы и мультсериал Skylander’s Academy на Netflix.
Lego Dimensions
Компания Lego не нуждается в представлении - создатели самого популярного в мире конструктора точно разбираются в игрушках и довольно давно нашли путь к сердцам геймеров (взять хотя бы Lego Star Wars). Dimensions - их c Warner Bros. Interactive Entertainment и TT Games попытка зайти на территорию toys-to-life. Как и Skylanders, это action-adventure, но играть можно было не только за персонажей линеек конструкторов, но и за героев из самых разных франшиз - от Симпсонов до Финна из “Времени приключений” и Гарри Поттера.
Новый контент (уровни, персонажи и предметы) активировался путем размещения наборов на устройстве Toy Pad. Всего с 2015 по 2017 годы вышло около 40 наборов. К сожалению, серию сложно назвать успешной - ее закрыли на год раньше, чем планировалось из-за относительно высокой стоимости производства самих игрушек и плохих продаж “второй волны”.
Disney Infinity
Не остался в стороне и один из крупнейших игроков на рынке развлечений. Разработали Infinity Bandai Namco Games, а создатели Микки-Мауса выступили в роли издателей. Disney включился в игру летом 2013 года, выпустив стартовый набор с игровой ареной, Джеком Воробьем, Мистером Исключительным и Салли из “Корпорации монстров” для актуальных на то время консолей. Жанрово это все тот же action-adventure, но, в отличие от Dimensions и Skylanders с элементами песочницы.
В 2014 вышла Disney Infinity 2.0, а в 2015 - третья часть. В них к привычным диснеевским персонажам добавились герои Marvel и “Звездных войн” (и легендарное издательство, и “далекая-далекая галактика” ныне принадлежат “Диснею”). В 2016 Disney объявила о прекращении поддержки проекта и закрытии разработавшей вторую и третью игры серии Avalanche Software.
Так выглядела “большая тройка” toys-to-life игр. Другие примеры - Starlink: Battle for Atlas (в ней правда toys-to-life механика была просто дополнением) и Amiibo от Nintendo (карточки и фигурки с чипами, взаимодействующие с консолями компании). У Kinder есть мобильное приложение Applaydu, где можно “оживить” попавшиеся в шоколадном яйце игрушки.
Будущее toys-to-life
К сожалению, на сегодняшний день этот сегмент скорее мертв, чем жив. Проектов уровня Skylanders или Infinity на рынке нет. Могут ли “живые игрушки” вернуться? Конечно, но когда и в каких форматах - сложный вопрос. Идеальный игрок (или его родители) toys-to-life должен быть платежеспособным, мотивированным на покупку новых игрушек и не терять интерес к игре в долгосрочной перспективе. Посмотрим, попытается ли кто-то из крупных игроков вырастить такую аудиторию и заработать на ней.