Польская экстрим метал группа, основана в городе Гданьск в 1991 году. Единственным постоянным участником является поющий гитарист Нергал (настоящее имя - Адам Дарски). В прочем, нельзя сказать, что группа особо страдает от нестабильности состава: текущий ударник был почти на всех альбомах группы, а последние кадровые перестановки были в далёком 2004 году. Сегодня Нергала крайне трудно назвать малоизвестным человеком: мало того, что он лидер одной из наиболее известных экстрим метал групп современности, так он ещё и заметная фигура на польском телевидении, засветился во многих судебных разбирательствах на религиозной почве, а так же владелец трёх парикмахерских и одного ночного клуба. Ну и конечно нельзя не отметить, что он поборол лейкемию (рак крови). Behemoth не стали успешными в один день, это была очень длительная работа, они долгие годы были в андерграунде и ещё долгие годы набирали общемировое признание. Однако, на примере Behemoth видно, что пробиться наверх реально, даже если ты из Польши.
Музыка Behemoth легко дробиться на 3 разных периода. Первый период был полностью андерграундным, они тогда были более менее обычной блэк метал группой. Второй и наиболее продолжительный: от блэка осталось крайне мало чего, музыка стала преимущественно дэт метальной. За этот период группа прошла от андерграунда до мировой известности. На третий период напрямую повлияла болезнь Нергала: после лейкемии музыка бегемотов сильно сбавила в напоре, стала более атмосферной, стало больше блэка, появились некоторые нотки влияния пост-панка. Лирика у Behemoth тоже определённо достойна отдельного рассмотрения и она менялась чуть чаще чем музыка. Отдельно стоит отметить, что некоторые тексты пишет человек который вообще не имеет никакого отношения к группе: Krzysztof Azarewicz, некий оккультист и друг Нергала. Обычно на альбом приходится по одной-две песни автором или соавтором которых является Krzysztof Azarewicz. Со слов Нергала, в ранние годы группы поиск подходящей идеологии был подобен поиску своего звучания: всё не раз менялось, путём проб и ошибок, пока не нашли подходящий вариант (это было до начала сотрудничества Нергала с Krzysztof Azarewicz).
Нергал начал играть на гитаре в 8 лет, а Behemoth был основан когда ему было 14, так что можно смело говорить, что для Нергала музыка это дело всей жизни (особенно учитывая их активную концертную деятельность). Так же, бегемоты всегда были сильно концертной группой, даже свой самый первый концерт они дали во времена первой демки. В данном выпуске я буду затрагивать не только полноформатные альбомы и мини-альбомы, но и демки. Обычно демки малоинтересны, но это определённо не в случае этой группы. Behemoth всегда писали качественную музыку и часть их демок не уступают некоторым альбомам.
Первый период: андеграундный блэк метал
Если вы – фанат Behemoth, то наверняка вы начали их слушать во время второго или третьего периода, но ни как не первого. И дело не в том, что это было слишком давно, а в том, что они тогда были слишком малоизвестны. Постоянных участников в группе тогда было только 2: Нергал и ударник Баал. На некоторых релизах их было только двое, на некоторых были другие гитаристы и басисты, но упоминать их смысла нет, никто из них в группе не задерживался, да и даже те кто были, не редко слишком плохо владели своими инструментами из-за чего Нергалу приходилось играть их партии. Со слов Нергала, даже те, кто официально упомянуты – это лишь очень небольшая часть людей которые мимолётно присутствовали в группе, многие покидали группу после первого же концерта. Группой они были малоизвестной, но достаточно востребованной внутри Польши.
Endless Damnation (Demo) (1992)
Помните как я хвалил их демки? Так вот, это определённо не про это, первый блин комом. Крайне трудно поверить, что из этого блэк метального шума четвёртого-пятого эшелона уже в этом же году вырастит интересная группа. Здесь плохо всё, особенно качество звука – хуже найти будет нелегко (в прочем, это даже не студийная запись). В плане вокала, в совсем ранние дни Нергал использовал что-то типа гроулинга, на манер Beherit.
The Return Of The Northern Moon (Demo) (1993)
Однажды отец Нергала предложил отвезти своего сына и Баала в локальную студию. Они там дико плавали: даже не смотря на конкретную примитивность материала им с трудом хватило навыков чтобы его сыграть. Звук был плохим, но тут группе неимоверно повезло и каким-то чудом эти полнейшие новички получили один из самых мрачных и атмосферных звуков когда либо существовавших в блэк метале. Демка была записана в декабре 1992 года, в 1993 году она вышла. Материал оказался достаточно хорош чтобы группу подписал начинающий лейбл, в этом же году демо было переиздано.
Thy Winter Kingdom (Demo) (1993)
Не хотел упоминать данный релиз, но так уж и быть. Эта демка – на самом деле репетиционная запись и весьма раритетная вещь, до 2015 года её было невозможно достать, даже просто послушать. И хотя песни на ней хорошие, услышать вы этого не сможете, ибо слушать тут толком нечего, всё тонет в общем шуме.
...From The Pagan Vastlands (Demo) (1994)
Записано в декабре 1993 года, издано в 1994 году. Не шедевр, но будь оно издано в те годы в Норвегии как полноформатный альбом, оно бы определённо получило культовый статус... но это Польша, так что кто знает, тот знает. Группа радикально прибавила как в качестве записи, так и в умении владеть своими инструментами. Вообще, если бы группа хотела, они вполне бы могли издать это как дебютный альбом, а не демо, качество и продолжительность вполне позволяют. Появилось немного клавиш (сессионный клавишник), вокал сменился на скриминг на манер Burzum. Лирика тоже потерпела некоторые изменения: если раньше это был примитивный сатанизм, то здесь подобная тематика перемешана с языческими мотивами. Бегемоты становятся важной частью метал-андерграунда Польши, а само демо было доступно не только на родине музыкантов, но и в Европе и Америке. Весьма неплохо, для 17-летнего Нергала.
And The Forests Dream Eternally (EP) (1995)
Продолжение триумфального шествия бегемотов по блэк метал андерграунду Польши, на этот раз в лице дебютного мини-альбома. Мало того, что это 5 радикально разных песен, так это в принципе один из лучших классических блэк метал релизов, что я когда либо слышал. Релиз был записан в июле 1994 года, но вышел только в августе 1995 года. Песня Pure Evil And Hate получила особую популярность, а так как группа обозначила, что это "трибьют Bathory", их завалили письмами с вопросами на тему что это за такая песня Bathory и где её можно послушать. На самом деле, это песня Behemoth, просто группа хотела сказать, что она написана по мотивам творчества Bathory. Отдельно стоит отметить, что этот релиз был записан раньше чем дебютный полноформат, но вышел позже.
Sventevith (Storming Near The Baltic) (1995)
Долгожданный дебютный альбом группы. Бегемоты полностью отошли от сатанинской тематики и сконцентрировались на язычестве. Альбом отличился существенно более сырым звуком чем на нескольких предыдущих релизах, а так же большим количеством акустической гитары и клавиш. В остальном же, это типичный блэк метал. На альбоме задействовано сразу 2 сессионных клавишника: Cezar из польской группы Christ Agony и швед Demonius. Demonius подарил эту альбому две своих клавишных песни: Ancient и Hell Dwells In Ice. Отдельно стоит отметить трек From The Pagan Vastlands, который является постоянным концертным номером группы по сей день (про этот трек у меня даже есть отдельный выпуск). Нергал так же говорил, что Hidden In A Fog стала первой по настоящему популярной песней группы. Альбом был записан в декабре 1994 года, вышел в апреле 1995 года. Тогда он не особо помог группе в приросте популярности, они остались на примерно том же уровне что и раньше, но после того как группа стала знаменитой спрос на данный альбом вырос крайне сильно.
Grom (1996)
Последний альбом раннего периода, достаточно сильно отличается от всего остального творчества группы. Музыка радикально ускорилась, качество записи стало ощутимо лучше чем когда либо раньше, вокал пускай всё ещё скриминг, но тоже радикально изменился. На паре треков так даже есть женский вокал, единственный раз за всю дискографию бегемотов. Но что придаёт релизу уникальности, это атмосфера – располагает к прослушиванию в тёплые весенние или летние дни, весьма нетипично для блэка. Нергал явно недолюбливает этот альбом: они регулярно играют что-то из старья в живую, даже материал с демок, но с этого альбома – абсолютно никогда. Нергал говорил, что они играли песни с этого альбома только на одном единственном туре, в 1996 году. Behemoth так и остались сильно андерграундной группой, но выход этого альбома позволил им впервые выступить за пределами родины, в Германии. На этом альбоме у них так же впервые появился нормальный, постоянный третий участник – басист Лес.
Второй период: blackened death metal и дорога к успеху
1997 год становится поворотным в истории группы, и во многом связан с другим андерграундным коллективом, дэт метал группой Damnation. Лес как раз из Damnation и был там одной из основных движущих сил, выполняя роль поющего гитариста и иногда ещё басиста. В 1997 году Нергал ненадолго присоединяется к Damnation, в качестве басиста. Затем происходит вот что: Баал покидает Behemoth и становится вокалистом Damnation, Нергал покидает Damnation и забирает с собой их ударника – Инферно. Через несколько лет после этого Damnation распадаются, на их руинах появляются две новых группы: Azarath и Hell-Born. У самих Behemoth в 1997 году происходят резкие изменения как по музыке, так и по лирике. Если раньше они ориентировались в первую очередь на норвежский блэк метал, то теперь они скорее стали двигаться в сторону звучания таких групп как Morbid Angel. Языческая тематика осталась навсегда в прошлом, но и к рядовым страшилкам про рогатого бегемоты тоже решили не возвращаться, вместо этого был выбрал вектор на комбинацию сатанизма с оккультной литературой.
Bewitching The Pomerania (EP) (1997)
Этот коротенький релиз должен был обозначить изменения в стилистике группы, если бы на него обратило достаточно большое количество слушателей. Две старые песни перезаписаны в новой стилистике, 1 новый трек. Хорошее качество записи, впервые в истории группы. Нергал перешел на свой фирменный, легкоузнаваемый гроулинг. Настолько легкоузнаваемый, что некоторые недоброжелатели ему даже придумали отдельный термин – нергалинг. В целом, этот релиз даже сегодня обычно обходят стороной. И зря. Да, новая песня плоха, но перезаписи старых весьма хороши. После выхода мини-альбома Лес временно покидает группу.
Pandemonic Incantations (1998)
Записан в 1997 году, издан в 1998. В принципе, здесь есть почти что всё, что есть в 'типичном бегемоте', но что тогда альбом не привлёк внимания, что сегодня его редко вспоминают. На мой взгляд, альбом хороший, но ему не хватает некой свойственной группе хуковости, да и песни по их мерках непривычно затянуты, так что понять почему альбом не выстрелил – можно. Трудно не вспомнить про далеко не лучший, но определённо один из наиболее необычных их треков – Chwala Mordercom Wojciecha. Сама группа видимо согласна с тем, что это далеко не из самых сильных их пластинок: как только у них накопилось достаточно много альбомов в новой стилистике, они практически полностью перестали играть здешний материал.
Satanica (1999)
Работа над ошибками была сделана. Лес вернулся в группу, на этот раз в качестве второго гитариста. Лирику к почти что всем песням альбома написал Krzysztof Azarewicz. Альбом вытянул группу из полного андерграунда, Behemoth получили минимальную известность на мировом уровне. Песни Decade Of Therion и Chant For Eschaton 2000 стали постоянными концертными номерами, на Decade Of Therion вышел первый клип группы. Когда заходит речь о лучшем альбоме группы, очень часто Satanica является одним из главных кандидатов. Нельзя сказать, что группа стала сильно популярной, но по крайней мере она стала 'существовать' на мировой арене. Надо отметить, тогда по польским меркам это был немыслимый успех: единственной другой метал группой, кто тогда смог добиться большего и в те годы был ещё более популярным это Vader. Вся остальная польская сцена была в глубочайшем андерграунде. Что же до лирики, то часть тематики достаточно очевидна из названия альбома, но тут так же много чего от Алистера Кроули с его телемой, а так же прочего оккультизма.
Thelema.6 (2000)
Видимо Нергал решил, что раз Кроули имеет такое большое влияние на группу, надо посвятить телеме целый альбом. Лес вновь покинул группу, на этот раз окончательно. Новым гитаристом стал Havoc, новый басист Novy был принят в группу на правах сессионного музыканта. Это получился наиболее прямолинейно долбёжный альбом во всей дискографии бегемотов, но оно себя оправдало. Гитарные соло тоже получились весьма удачными. Альбом помог группе закрепить свою позицию достойных новичков на мировой метал-арене, но никакого большего шага вперёд не было. Существует клип на Christians To The Lions, но он носит полу-официальный статус, из-за сомнительного качества.
Antichristian Phenomenon (EP) (2000)
Небольшой бонус к новому альбому. Один альбомный трек, одна перезаписанная старая вещь с дебютного альбома, 4 кавера, а так же 1 новый трек, который вроде бы не сколько бегемотовский, сколько от предыдущей группы гитариста Havoc отданная в репертуар бегемотов. Всё это (кроме 2 каверов) в будущем попало на переиздание Thelema.6 в качестве бонус треков.
Zos Kia Cultus (Here And Beyond) (2002)
На этот раз основной упор в текстах был сделан на одноимённый альбому оккультный орден созданный Остином Османом Шпэре, но место для сатанизма и телемы тоже осталось. Zos Kia Cultus стал единственным релизом группы с 7-струнными гитарами (но это не точно), а так же слегка более мелодичен чем все остальные релизы того периода. As Above So Below стал первым профессионально снятым клипом группы. В целом, альбом был ощутимо слабее предыдущих двух, но что-то интересное есть и на счет этой пластинки. Бегемоты стали более востребованы как концертная группа, состоялся их первый тур по США.
Conjuration (EP) (2003)
Дополнение к новому альбому. Одна новая, внеальбомная песня, 2 кавера, а так же 4 концертных записи. Не знаю почему, но почему-то когда дело доходит до концертных дополнительных треков к релизам бегемотов, то они частенько так себе, как балласт, в то время как изначально концертные релизы у них весьма хорошие. Новый трек мог бы быть одним из самых ярких боевичков на предыдущем альбоме, в остальном же – скорее коллекционная вещь. После выхода мини-альбома Havoc и Novy покидают группу, в том же году состав бегемотов пополняет басист Orion.
Demigod (2004)
Последняя кадровая перестановка в истории группы: на правах сессионного музыканта к бегемотам присоединяется второй гитарист Seth. Позицию группы на том этапе можно охарактеризовать так: уже обречена на мировой успех, но ещё не успели стать королями. Demigod частенько называют краеугольным камнем польской метал-музыки, одним из лучших альбомов группы и, как по мне, это их лучший альбом. Вышли клипы на Conquer All и Slaves Shall Serve. Slaves Shall Serve как раз была первой песней которую я у них услышал, в 2005 году на одной компиляции, но тогда меня они ещё толком не заинтересовали и дальше этого трека я ничего о группе не знал. Помимо прочего, альбом отличился нетипичной для метал музыки студийной уловкой с многослойным вокалом: это когда одну и ту же фразу записывают в нескольких разных вариациях и затем накладывают друг на друга, из-за чего вокал звучит мощнее и насыщеннее. Здесь это используется практически весь альбом напролёт, и данный альбом – самый знаменитый образец использования подобного во всей метал музыке. У некоторых может возникнуть вопрос: а как же тогда на концертах? А начиная с этого альбома на концертах поёт не только Нергал, Orion и Seth выступают на правах бэк-вокалистов.
Slaves Shall Serve (EP) (2005)
Практически то же самое, что и предыдущие два мини-альбома: 1 альбомный трек, 1 внеальбомный трек, 2 кавера и 2 концертных песни. Тоже сугубо для коллекционеров, хотя предыдущий как по мне был явно лучше.
The Apostasy (2007)
Этот альбом радикально поднял популярность группы, Behemoth не просто пробились в метал-мейнстрим, но и стали одной из самых востребованных экстрим метал групп за всю историю существования экстрим метала как такового. В поддержку альбома вышли клипы на Prometherion, At The Left Hand Ov God и Inner Sanctum. Почему именно этот альбом? Трудно сказать наверняка, но я думаю, что на то есть как минимум 3 причины. Во-первых, медленно, но верно группа долго собирала фанатов и, понемногу, их накопилось достаточно много (а в этом сыграла не последнюю роль активная концертная деятельность) чтобы группа поднялась достаточно высоко в иерархии музыкальной индустрии. Во-вторых, колоссальный успех клипа At The Left Hand Ov God (по меркам группы на то время). Это было первое сотрудничество бегемотов со съёмочной группой Grupa 13 и оно принесло неожиданно большие успехи. В-третьих, как раз во времена этого альбома Нергал впервые втянулся в судебные разбирательства: кто-то заснял на камеру как Нергал во время концерта разорвал библию, видео попало на ютуб, кто-то подал в суд. Ну и как положено популярным группам, у Behemoth сразу же из неоткуда нарисовалась армия хейтеров, в том числе и из вчерашних фанатов. Что уж тут поделать, в метале много людей которые ненавидят успешные группы, особенно новые успешные группы. Лирическая тематика тоже потерпела изменения и, начиная с этого альбома, толком не менялась: оккультный язык остался на месте, но телема и оккультная тематика теперь весьма второстепенна, упор на общую антихристианскую составляющую. Вполне возможно, что это была уступка для более широкой аудитории. Вообщем, бегемоты пришли к большому успеху, но заняло это у них 16 лет и 8 студийных альбомов. Это не только талант, но и нереальное упорство и целеустремлённость. Сам я начал активно интересоваться Behemoth как раз когда этот альбом был новым, где-то в конце 2007-ого или в 2008 году.
Ezkaton (EP) (2008)
Очередной мини-альбом в догонку. Почти всё как обычно, кроме одной неожиданной детали: главной песней альбома стала перезапись трека с альбома Satanica. В остальном же, стандарт: 1 внеальбомный трек, 2 кавера, 3 концертных трека.
Evangelion (2009)
Всё что от группы требовалось это просто закрепить успех, но вместо этого они создали одну из своих самых сильных пластинок. Ну и последний альбом в данной стилистике, но этого тогда предвидеть было просто напросто невозможно. В поддержку альбома вышли клипы на Ov Fire And The Void; Alas, Lord Is Upon Me и Lucifer. Думаю, Evangelion можно смело назвать наиболее механически тяжеловесной работой в их карьере.
Третий период: болезнь и перевоплощение
В августе 2010 года Нергала госпитализировали с лейкемией, состояние было достаточно тяжелым. Чего только тогда на группу не вылилось, в том числе и то, что это якобы божья кара и что он откажется от своих взглядов и т.д. Но, на зло всем злым языкам, химиотерапия и пересадка костного мозга вылечили болезнь и уже в январе 2011 года Нергал пускай и был слаб, но уже абсолютно здоров. Конечно же, пережить такую болезнь оказало влияние как на вокальные способности, так и на творческий подход, но Behemoth продолжили свой путь. В целом, начиная отсюда музыка во многом как бы похожа на предыдущий период, но стала намного умереннее и атмосфернее.
Blow Your Trumpets Gabriel (EP) (2013)
В самом конце года группа предоставила небольшой кусочек того, что вскоре станет новым бегемотом: 1 альбомный трек с будущего альбома, 1 внеальбомный трек и 1 кавер. К слову, художником обложки к сабжу и к полноформатному альбому является русский парень Denis Forkas.
The Satanist (2014)
Этот альбом вызвал крайне бурные обсуждения, что тут ещё сказать. Не скажу, что считаю его сильно хорошим, мне современный период группы нравится меньше, но это по своему интересная работа. Не смотря на свою противоречивость и разделение фанатов на несколько лагерей, релиз получил крайне большую огласку, из 9 песен альбома клипы были сняты аж на 6.
Xiądz (EP) (2014)
1 внеальбомный трек и ещё 1 старый внеальбомный трек времён Evangelion. На мой взгляд, единственной интересной вещью здесь является перезапись очень старой песни с мини-альбома And The Forests Dream Eternally. Если бы не она, то это был бы весьма слабый релиз.
I Loved You At Your Darkest (2018)
Одиннадцатый и пока что самый новый альбом группы. Развивает стиль предыдущего, но как по мне, здесь уже пост-блэковая составляющая становится достаточно очевидной на большей части альбома. На мой вкус, он скорее из менее удачных альбомов группы, но... к этому моменту прошло уже достаточно много времени со смены стилистики и, как показала практика, новоё звучание сильно подняло популярность группы и у бегемотов появилось много новых фанатов которые дальше последних пары альбомов не смотрят, им интересен именно современный период. Из 12 песен альбома клипы получили 6.
A Forest (EP) (2020)
Крайне давно у них не было мини-альбомов состоящих исключительно из нового материала, однако. Как не странно, основной темой релиза стал кавер на британских легенд пост-панка The Cure, а сама песня исполнена преимущественно гостевым вокалистом – фронтменом депрессив блэк метал группы The Shining. Помимо студийной и концертной версии кавера, на релизе имеются так же две новые песни, вполне себе в духе последнего альбома. Клипы вышли на кавер A Forest и на Shadows Ov Ea Cast Upon Golgotha. На мой взгляд, релиз получился откровенно скучным.
Были годы когда Behemoth были моей моей любимой группой. Тогда на CD я прикупил ряд их альбомов: 1999, 2000, 2002, 2004, 2007 и 2009 годов. К Behemoth можно относится по разному, но всё же глупо утверждать будто свою популярность они получили незаслуженно – в экстрим метале крайне трудно найти группу которая бы соответствовала бы подобному уровню качества (и речь не только о музыке, хотя о ней конечно же в первую очередь). И опять таки, пробиться наверх из Восточной Европы это вам не очередная американская или британская метал группа которая получила огласку и раскрутку просто за то, что они родились в 'правильной' стране. К тому же, это же Восточная Европа! Наши люди.
#музыка #рок #метал (музыка) #обзоры