Как только Констанс стал достаточно взрослым, чтобы взять на себя руководство государственными делами, двумя главными целями его политики стали установление абсолютной власти императора над православной церковью и восстановление утраченных провинций империи. С целью получения и обеспечения совершенного контроля над церковными делами своих владений он опубликовал эдикт, названный "Тип", в 648 году, когда ему было всего восемнадцать лет. Он был подготовлен Павлом, Константинопольским патриархом, и предназначался для прекращения споров, вызванных тезисом Ираклия. Всем сторонам было приказано по Типу соблюдать глубокое молчание в отношении предыдущих споров, касающихся действия воли во Христе. Свобода совести была идеей, почти неизвестной никому, кроме мусульман, так что Констансу никогда не приходило в голову апеллировать к какому-либо такому праву; и ни одна партия в христианской церкви не была склонна отказываться от своего православного авторитета навязывать свои собственные мнения другим.
Латинская церковь, возглавляемая римским епископом, всегда была готова противостоять греческому духовенству, пользовавшемуся благосклонностью императорского двора, и эта ревность вовлекла папу в яростную оппозицию этому типу. Но римский епископ не был тогда столь могущественным, каким стали папы в последующий период, так что он не осмеливался прямо ставить под сомнение авторитет императора в регулировании таких вопросов. Возможно, ему показалось едва ли благоразумным возбуждать страсти молодого восемнадцатилетнего принца, который мог оказаться не очень фанатичным в своей привязанности к какой-либо партии, как, собственно, и указывали положения этого типа.
[Картинка: img_43]
Мантии папы римского седьмого века
Поэтому папа Феодор направил всю свою церковную ярость против константинопольского патриарха, которого он отлучил от церкви при обстоятельствах исключительной и впечатляющей жестокости. Он спустился со своим духовенством в темную гробницу Святого Петра в Ватикане, ныне находящуюся под центром купола в своде великого собора христианского мира, освятил священную чашу и, обмакнув перо в кровь Христа, подписал акт отлучения, приговорив брата-епископа к адским мукам. На этот непристойный поступок патриарх Павел ответил тем, что убедил императора преследовать духовенство, которое придерживалось мнения папы, более регулярно и законным образом, лишив их их временного статуса и приговорив их к изгнанию.
Папу поддерживало почти все латинское духовенство и даже значительная партия на Востоке; однако, когда Мартин, преемник Феодора, осмелился предать анафеме Тезис и прообраз, он был схвачен по приказу Константа, доставлен в Константинополь, судим и осужден по обвинению в поддержке восстания экзарха Олимпия и в перечислении денег сарацинам. Император, по ходатайству патриарха Павла, заменил свое наказание ссылкой, и папа умер в изгнании в Херсоне в Тавриде. Хотя Констансу не удалось привить свои доктрины духовенству, он полностью преуспел в обеспечении общественного повиновения своим указам в церкви и в полном признании своей верховной власти над лицами духовенства. Эти споры между главами церковной администрации Греческой и Латинской церквей послужили прекрасным предлогом для расширения разрыва, который имел свое реальное происхождение в национальных чувствах и клерикальных интересах и был только расширен трудными и не очень понятными различиями монофелитизма. Сам Констанс своей энергией и личной активностью в этой борьбе навлек на себя ожесточенную ненависть значительной части духовенства, и его поведение, несомненно, было объектом многих искажений и клеветы.
РАСТУЩАЯ ОПАСНОСТЬ СО СТОРОНЫ САРАЦИН
[650-658 гг. н. э.]
Внимание Констанса к церковным делам побудило его посетить Армению, где его попытки объединить народ со своим правительством, регулируя дела их церкви, были столь же безуспешными, как и его религиозное вмешательство в других местах. Раздоры усилились; один из высокопоставленных имперских офицеров взбунтовался; и сарацины воспользовались этим положением вещей, чтобы вторгнуться как в Армению, так и в Каппадокию, и преуспели в том, чтобы подчинить несколько районов. Растущая мощь Моавии, арабского полководца, побудила его разработать проект завоевания Константинополя, и он начал готовить большую морскую экспедицию в Триполис в Сирии. Дерзкое предприятие двух братьев, христианских жителей этого места, сделало экспедицию неудачной. Эти два триполитанца и их сторонники взломали тюрьмы, в которых содержались римские пленники, и, встав во главе поспешно сформированной ими вооруженной банды, захватили город, убили губернатора и сожгли флот.
Наконец, благодаря энергии Моавии было подготовлено второе вооружение, и, поскольку, как сообщалось, оно было направлено против Константинополя, император Констанс взял на себя командование своим собственным флотом. Он встретил сарацинскую экспедицию у горы Феникс в Ликии и атаковал ее с большой энергией. Говорят, что в битве погибло двадцать тысяч римлян, а сам император был обязан своей безопасностью доблести одного из братьев-триполитанцев, чья доблестная защита императорской галеры позволила императору бежать до того, как ее доблестный защитник был убит и судно попало в руки римлян. Сарацины. Император удалился в Константинополь, но вражеский флот слишком сильно пострадал, чтобы предпринимать какие-либо дальнейшие действия, и экспедиция была оставлена на этот год. Смерть Османа и притязания Моавии (или Муавии) на халифат на короткое время отвлекли внимание арабов от империи, и Констанс обратил свои силы против славян, чтобы избавить европейские провинции от их разорения. Они были полностью разгромлены, многие были уведены в рабство, и многие были вынуждены подчиниться имперской власти. Не существует определенных оснований для определения того, была ли эта экспедиция направлена против славян, обосновавшихся между Дунаем и горой Хем, или против тех, кто поселился в Македонии. Название ни одного города не упоминается в отчетах о кампании.
[658-665 гг. н. э.]
Когда дела европейских провинций в окрестностях столицы успокоились, Констанс снова приготовился вступить в бой с арабами; и Моавия, нуждаясь во всех силах, которыми он мог командовать для борьбы с Али, зятем Мухаммеда, согласился заключить мир на условиях, которые любопытно контрастируют с постоянными поражениями, которые Констанс всегда представлял ортодоксальными историками империи. Сарацины обязались ограничить свои силы в Сирии и Месопотамии, и Моавия согласился заплатить Констансу за прекращение военных действий сумму в тысячу сребреников и предоставить ему раба и лошадь на каждый день, в течение которого должен продолжаться мир (659 год н. э.).
В течение последующего года Констант приговорил к смерти своего брата Феодосия, которого он заставил вступить в священство. Причина этого преступления или предлог для него не упоминаются. От руки этого брата император часто принимал причастие; и предполагается, что братоубийство сделало пребывание в Константинополе невыносимым для совести преступника, который, как сообщалось, каждую ночь видел призрак своего брата, предлагающего ему освященную чашу, наполненную человеческой кровью, и восклицающего: “Пей, брат!” Несомненно, что через два года после смерти его брата После смерти Констанс покинул свою столицу с намерением никогда не возвращаться, и только восстание народа помешало ему увезти императрицу и его детей. Он обдумывал отвоевание Италии у лангобардов и предлагал снова сделать Рим центром империи. По пути в Италию император остановился в Афинах, где собрал значительный отряд войск. Это случайное упоминание Афин латинскими писателями является убедительным свидетельством спокойного, процветающего и густонаселенного состояния города и страны вокруг. Славянские колонии в Греции, должно быть, в то время были полностью преданы императорской власти, иначе Констанс, несомненно, использовал бы свою армию, чтобы подчинить их. Из Афин император отплыл в Италию; он высадился со своими войсками в Таренте и попытался захватить Беневент, главный центр власти лангобардов на юге Италии. Его войска были дважды разбиты, и затем он отказался от всех своих завоевательных проектов.
Сам император отправился в Рим. Его визит длился всего две недели. По словам авторов, описывающих это событие, он посвятил двенадцать дней религиозным церемониям и процессиям, а оставшиеся два посвятил разграблению церковных богатств. Его личное знакомство с делами Италии и государством Рим вскоре убедило его, что Вечный город плохо приспособлен для столицы империи, и он покинул его ради Сицилии, где остановился на Сиракузах для своей будущей резиденции. Гримвальд, способный монарх лангобардов, и его сын Ромвальд, герцог Беневентский, энергично продолжали войну в Италии. Брундузий и Тарент были захвачены, а римляне изгнаны из Калабрии, так что Отранто и Галлиполи были единственными городами на восточном побережье, которыми Констанс сохранил владение.
[665-668 гг. н. э.]
Проживая на Сицилии, Констанс обратил свое внимание на состояние Африки. Его меры не детализированы с точностью, но, очевидно, отличались обычной энергией и капризом, которые отмечали все его поведение. Он вернул во владение Карфаген и несколько городов, которые арабы сделали данниками; но он вызвал недовольство жителей провинции, заставив их платить себе такую же сумму дани, какую они договорились по договору платить сарацинам; и так как Констанс не мог изгнать сарацинские войска из провинции, он приказал им заплатить ту же сумму дани, которую они договорились по договору платить сарацинам. провинция, таким образом, сумма государственных налогов африканцев часто удваивалась, поскольку обе стороны могли взимать взносы, которые они требовали. Моавия послал армию из Сирии, а Констанс-из Сицилии, чтобы решить, кто должен стать единоличным хозяином страны. Сражение произошло близ Триполиса; и хотя армия Констанца состояла из тридцати тысяч человек, она была полностью разгромлена. И все же победоносная армия сарацин не смогла взять небольшой городок Гелула (Усула), пока случайное падение части крепостных валов не открыло его для их нападения; и это за пустяковым завоеванием не последовало никакого дальнейшего успеха. На Востоке империя подвергалась большей опасности, однако враги Констанса в конечном счете потерпели неудачу в своих проектах. Вследствие восстания армянских войск, командир которых Сапор принял титул императора, сарацины совершили успешное вторжение в Малую Азию, захватили город Аморий во Фригии и разместили в нем гарнизон из пяти тысяч человек; но императорский генерал, назначенный Константом, вскоре изгнал этот могущественный гарнизон и вернул себе это место.
Поэтому представляется, что, несмотря на все поражения, которые, как сообщается, потерпел Констанс, империя за время его правления не сильно уменьшила свою территорию, и он, безусловно, оставил свои вооруженные силы в более эффективном состоянии, чем он их нашел. Он был убит в бане в Сиракузах одним из своих приближенных в 668 году, в возрасте тридцати восьми лет, после двадцатисемилетнего правления. Тот факт, что он был убит одним из своих домочадцев, соединился с причудливым насилием, которое отмечало многих из его публичных деяний заслуживает предположения, что его характер был неприятным и неустойчивым, что делало обвинение в братоубийстве, в которое так охотно верили его современники, отнюдь не невозможным. Однако следует признать, что события его правления являются неопровержимым свидетельством того, что его еретические взгляды побудили ортодоксальных историков придать ошибочную окраску многим обстоятельствам, поскольку несомненные результаты не соответствуют их описаниям происходящих событий.
ЦАРСТВОВАНИЕ КОНСТАНТИНА IV (668-685 Гг. Н. Э.)
Константин IV, называемый Погонатусом, или Бородатым, пользовался у потомков высокой степенью благосклонности. И все же его заслуга, по-видимому, заключалась в его высшей ортодоксальности, а не в его выдающихся талантах императора. Уступки, которые он сделал Римскому престолу, и умеренность, которую он проявлял во всех церковных делах, резко контрастировали с той суровой энергией, с которой его отец добивался подчинения православной церкви гражданской власти, и снискали ему похвалу священства, чьи хвалебные речи оказали немалое влияние на всех историков. Константин, однако, был, несомненно, умным и справедливым князем; он не обладал упрямой решимостью и талантами своего отца, а также был лишен его бурных страстей и неосторожного характера.