Найти тему

В этой войне погибло большое количество знати, как франкской, так и саксонской, людей высокой знати. Наконец, в тридцать третьем

ПЕРЕВАЛ РОНСЕСВАЛЬЕС (778 ГОД Н. Э.)

[778-788 гг. н. э.]

В то время как война с саксами велась яростно и непрерывно, гарнизоны были размещены в наиболее подходящих местах на границах, и Карл отправился в Испанию с самым большим военным снаряжением, которым он мог командовать. Он пересек Пиренеи, получил покорность всех городов и замков, к которым приближался, и вернулся со своей армией в целости и сохранности. Именно на обратном пути через тот самый Пиренейский перевал он случайно столкнулся с небольшим проявлением гасконского предательства. Армия двигалась колонной, в растянутом строю, как это было необходимо по узость перевала, когда гасконцы, устроившие засады на высоком выступе горы (ибо густая листва этого места, густо поросшего лесом, делает его пригодным для размещения засады), бросились вниз со своего наблюдательного пункта, упав на крайнюю часть багажа и тех, кто сидел в багажном поезде и гнал их в долину внизу. Здесь гасконцы вступили с ними в ожесточенный бой, убили их всех до одного, уничтожили багаж, воспользовались покровом ночи, который надвигался на них, и с величайшей быстротой рассеялись в в разных направлениях. Гасконцам помогали в этом подвиге легкость их оружия и характер места, в котором определялось сражение; в то время как франки, с другой стороны, уступали гасконцам во всех отношениях весом их доспехов и уродством их положения. В этой битве пали Эггихард, королевский слуга, Ансельм пфальсграф и Роланд, граф Бретонского похода, а также многие другие. И в то же время нельзя было отомстить за нанесенный ущерб, потому что, когда это было совершено, враг рассеялся с такой хитростью, что не осталось даже намека на слухи о том, где в мире за ними могут охотиться.

ТРЕТИЙ ВИЗИТ В ИТАЛИЮ (787 Г. Н. Э.)

Карл также подчинил себе бретонцев, которые живут на побережье на крайнем западе Галлии. Они не подчинились слову короля, поэтому он послал против них экспедицию, после чего они были вынуждены предоставить заложников и пообещать делать то, что им скажут. После этого сам король вступил в Италию со своей армией и, пройдя через Рим, двинулся на Капую, город Кампании, и, когда он разбил там свой лагерь, пригрозил беневентинцам войной, если они не сдадутся. Аричис, герцог, избежал этого, послав двух своих сыновей, Ромвальд и Гримвальд, с большой суммой денег, чтобы встретиться с королем, которого он попросил принять их в качестве заложников, пообещав сделать то, что ему скажут, за исключением одного приказа, а именно, если его заставят встретиться лицом к лицу с королем. Карл, принимая во внимание национальное благополучие в большей степени, чем упрямый характер герцога, принял заложников, предложенных ему, и в обмен на крупную сумму денег оказал ему услугу, чтобы его не заставляли встречаться с ним лицом к лицу. Только младшего сына Арихиса держали в заложниках, старшего вернули отцу. Послы, которые прибыли, чтобы получить клятву верности от беневентинов и заключить соглашение с Арихисом о том, чтобы принять их от их имени, теперь были уволены, и король вернулся в Рим. Он провел там несколько дней, посещая священные места города, а затем вернулся в Галлию.

ВОЙНА БАВАРИИ С ТАССИЛО (787-788 Гг. Н. Э.)

[787-796 гг. н. э.]

Затем последовала Баварская война, которая внезапно вспыхнула и быстро затихла. Это было вызвано одновременно высокомерием и глупостью герцога Тассило. Он женился на дочери короля Дезидерия, которая думала отомстить за изгнание своего отца с помощью своего мужа. Тассило заключил союз с гуннами, чья граница соприкасается с границей баварцев на востоке. Он не только пытался завоевать свою независимость, но и спровоцировать короля на войну. Его жестокость казалась слишком большой для того, чтобы пылкий король мог ее вынести, он собрал силы со всех стороны для вторжения в Баварию, и сразу же двинулся к реке Лех сам с большой армией. Эта река отделяет баварцев от аламаннов. Он разбил свой лагерь на берегу, прежде чем войти в провинцию, и решил выяснить характер герцога с помощью послов. Тассило, думая, что упрямство не пойдет ни ему на пользу, ни его стране, сдался на милость короля и отдал требуемых заложников, среди которых был его собственный сын Теодо. В дополнение к этому он дал клятву верности, которой он обязался, чтобы никто не заставил его восстать против суверенитета короля.[135] Таким образом, очень быстро был положен конец войне, которая обещала стать великой. Однако Тассило, которого вскоре после этого вызвали к королю, не разрешили вернуться; провинция, которой он управлял, была теперь вверена не герцогу, а графам.

ВОЙНЫ НА СЕВЕРЕ И С АВАРАМИ (791-796 Гг. Н. Э.)

[791-810 н. э.]

Когда эти волнения были таким образом улажены, началась война против славян, которых мы привыкли называть вильзи, но которых правильнее называть на их родном языке велатаби. В этой войне среди других народов, которым было приказано сплотиться вокруг королевских знамен, саксы сражались как наши союзники, но их повиновение было притворным и далеко не истинно преданным. Причиной войны было то, что велатаби преследовали абодрити, которые в прежние дни были в союзе с франками; и усердие их вторжений не могло быть сдержано приказами. Существует определенный залив, который простирается на восток от западного океана, неизвестной длины, но ширина которого нигде не превышает ста миль, тогда как во многих местах он уже. Многие народы собрались вокруг его границы, такие как датчане и шведы, которых мы называем северянами, и они занимают северные берега и все острова в заливе. Но южные берега населены славянами и аистами, а также многими другими народами, среди которых главными являются велатаби, против которых король сейчас вел войну. В одной экспедиции, которую он провел лично, он так сокрушил и унизил их, что в будущем им советовали делать то, что им говорили, без малейшего проявления сопротивления.

Война, последовавшая за этим, была, за исключением Саксонской войны, величайшей из всех, которые вел мой герой; это была та памятная война против аваров или гуннов. Король приступил к этому с еще большим рвением и с гораздо большими военными ресурсами, чем у других. Однако сам он совершил лишь одну экспедицию в Паннонию, провинцию, населенную тогда аварами. Остальные кампании были поручены его сыну Пепину и префектам провинций, а также графам и лейтенантам. Они проявили предельное усердие в проведении дела; и все же прошло почти восемь лет, прежде чем война закончилась. О том, сколько было сражений, какая пролилась кровь, свидетельствует пустынная Паннония, лишенная всех живых существ. Более того, место, в котором находился царский дворец чагана (хана), настолько заброшено, что в нем не видно и следа человеческого жилья. Вся знать аваров погибла в этой войне, и вся слава нации была уничтожена. Все их деньги и давно накопленные сокровища были захвачены; и человеческая память не может припомнить ни одной войны франков, в которой они выиграли бы большую добычу или обогатились бы больше.

Конечно, до этого времени франки казались бедной нацией; но теперь в королевской сокровищнице было найдено так много золота и серебра, такая куча ценной добычи была захвачена в бою, что мы можем с уверенностью предположить, что франки захватили это новое богатство у гуннов, и тоже справедливо, ибо разве гунны до этого не захватили его неправомерно у других народов? Только двое из вождей франкской знати пали в этой войне,—Эрик, герцог Фриули, убитый в Либурнии, недалеко от Тарсатики (Фиуме), морского государства, который попал в засаду заложен горожанами; и Герольд, префект баварцев, который был убит в Паннонии, когда выстраивал своих людей в боевую линию при столкновении с гуннами. Никто не знал, кто это сделал, потому что он был убит вместе с двумя другими, которые ехали в его компании, когда он сказал слово ободрения каждому солдату в строю. Но из-за этого война была почти бескровной для франков и закончилась самым благополучным концом, хотя она затянулась намного дольше, чем это было естественно по ее размерам.

ДАТСКАЯ ВОЙНА (808-810 Гг. Н. Э.)

Когда эта и Саксонская война были доведены до конца, что их утомляло, две последующие войны, одна против богемии, а другая против линонийцев, длились недолго, так как обе они были быстро отправлены под руководством Карла Младшего. Последней войной, которая была предпринята, была война против северян, которых называют датчанами. Сначала они предавались пиратской войне, а позже опустошили берега Галлии и Германии с большим флотом. Их король Годфри был настолько преисполнен тщеславных амбиций, [136] что он думал, что он получит суверенитет всей Германии за свой собственный. Фризию и Саксонию он просто считал своими собственными провинциями; он уже подчинил себе соседние Абодрити и сделал их своими данниками. Он даже хвастался, что через некоторое время появится со своей огромной армией в Ахене[137], где король держал свой двор. И не всякая вера была отвергнута его речью, какой бы пустой она ни была; напротив, он скорее приобрел репутацию человека, который начал бы какое-нибудь подобное предприятие, если бы его не арестовала преждевременная смерть. Он был убит одним из своих собственных слуг, и так резко оборвалась его жизнь и война, которую он начал.

СЛАВА КАРЛА ВЕЛИКОГО

[768-810 гг. н. э.]

Таковы войны, которые этот могущественнейший король вел в течение сорока семи лет-долгого правления—в разных частях земли с превосходным мастерством и удачей. Этим он так благородно расширил королевство франков, которое он захватил после своего отца Пепина, каким бы великим и могущественным оно ни было, он почти удвоил его. Ибо ранее те франки, которых называли Восточными, населяли только ту часть Галлии, которая лежит между Рейном и Луарой, океаном и Балеарским морем, и ту часть Германии, которая находится между Саксонией и Дунаем, Рейн и Зааль, последняя река которого отделяет Тюрингию от Сораби. Аламанны и баварцы также принадлежали к суверенитету Франкского королевства. Но Карл, в результате войн, которые я перечислил, полностью подчинил и сделал своим притоком сначала Аквитанию и Гасконь, а также весь хребет Пиренейских гор вплоть до Эбро, река которого в Наварре пересекает самые плодородные земли Испании и смешивает свои воды с Балеарским морем, под стенами города Тортоса; затем всю Италию от Аосты до нижней Калабрии, где люди устанавливают границы между греками и Греками. Беневентины, протяженностью более тысячи миль; затем Саксония, которая является немалой частью Германии и, как предполагается, вдвое шире той части, в которой проживают франки, с длиной, равной длине другой; затем Паннония и Дакия, которые лежат на другом берегу Дуная, Истрия, а также Либурния и Далмация, за исключением приморских городов, которые из-за его дружеских чувств к константинопольскому императору и договора, который они оба согласились, Карл позволил ему удерживать; наконец, все дикие и неотесанные народы, населяющие Германию между Рейном и Вислой, океаном и Дунаем, которые говорят почти на одном языке, но сильно отличаются по характеру и одежде.Главными среди них были велатаби, сораби, Абодрити и беманни, ибо они оказали сопротивление в бою; остальные, которых было больше, сдались.

[Картинка: img_126]