Атеист, воин ислама, идейный борец за объединение тюркского мира, союзник большевиков, стойкий партизанский командир и виновник поражения собственной армии – все эти противоречивые слова можно сказать о человеке, о котором сегодня пойдет речь. И все это будет правдой. Несмотря на его противоречивую роль в истории сразу нескольких стран, он был, без сомнения, великой личностью.
Исмаил Энвер, в разные периоды своей карьеры известный также под именами Энвер-бей и Энвер-паша, родился в Стамбуле в 1881-м году. Его отец был чиновником средней руки, из-за своей работы часто менял место жительства, в результате чего семья следовала за ним. Как это водилось в Османской империи, происхождение Энвера было очень смешанное: по папе – из гагаузов и крымских татар, по маме – из черкесов и албанцев.
Молодой человек с юности пошел по военной стезе, и после получения армейского образования стал капитаном. В задачи его части, дислоцированной в Македонии, входила борьба с болгарскими гайдуками, которые желали независимости своего края. В это время будущий лидер турецких националистов впервые стал разделять пантюркские идеи.
Он оказался активным участником революционного движения, которое выступало против монархии, но за сохранение Османской империи в том или ином виде. Правительство было вынуждено издать ряд законов, которые зафиксировали установление конституционной монархии. Энвер-бей, как старший по званию среди бунтовщиков-офицеров, получил известность и даже сравнивался с Наполеоном.
В это время его направили в Германию в качестве военного атташе. Сам боевой офицер, он был очень впечатлен немецкой культурой, особенно тем ее аспектом, который касался армии. Поэтому по возвращению домой наш герой стал главным агитатором в пользу союза с центральными державами, что в итоге привело к вступлению Турции в войну.
В это время перспективный вояка женился на племяннице предпоследнего османского султана, что сильно способствовало его карьере. Паша сумел получить высшие военные назначения, но войну с балканскими державами, а также противостояние России на кавказском фронте Первой мировой, турецкие войска под его командованием проиграли. Зять султана оказался одним из инициаторов изгнания с родных мест армян и лично следил, чтоб этот приказ был выполнен со всей возможной суровостью.
Но когда стало ясно, что сторона Турции окончательно проиграла, Энвер-паша, бывший тогда одним из трех верховных руководителей государства, был вынужден бежать заграницу. На родине ему была назначена высшая мера. Тем не менее, еще совсем молодой мужчина, лидер младотурок встретил в Берлине большевика Карла Радека и по его приглашению уехал в Москву.
Советская власть тогда еще была далека от победы, и Ленин планировал использовать чрезмерно активного турка в Средней Азии в качестве противовеса английскому влиянию. В конце концов, его отправили на восток сеять смуту против белых и британцев.
Некоторое время Энвер-паша лавировал между интересами красных и сторонников независимости, но затем окончательно перешел на сторону басмачей. Впрочем, узбеки, таджики, киргизы, туркмены плохо понимали его пантюркистские идеи, которые были светскими в своей основе. Поэтому атеист из Турции быстро переобулся и во главе угла начал ставить ислам.
В начале 1920-х он был крупнейшим полевым командиром, одним из лидеров басмаческого движения. Учитывая, что до своего приезда бывший османский военный министр ничего об этом регионе не знал, такую карьеру можно считать выдающимся достижением.
Попытка вернуться домой не увенчалась успехом – бывший соратник Кемаль Ататюрк считал его пантюркистские идеи утопией и заблокировал возвращение своего старого друга на родину. Паша с новыми силами стал сражаться с Красной армией и даже в феврале 1922-го захватил Душанбе. Но большевики объединили свои силы, и отправили против турка сильный отряд.
Его сердцевиной был летучий кавалерийский корпус во главе с Яковом Мелькумовым, армянским командиром РККА, который желал отомстить лидеру революционной Турции за то, что случилось с его соплеменниками. Кто-то из его ребят сразил Энвера-пашу из пулемета. Или зацепил шашкой – на этот счет есть разные версии.
Главнокомандующий всеми армиями ислама, зять халифа, представитель Пророка и эмир Туркестана, как он называл сам себя, остановился в простом кишлаке, чтобы отпраздновать курбан-байрам, и противник умело воспользовался его беспечностью. В свиту предводителя басмачей в этот момент входили лишь штабные офицеры, которые давно забыли, в какой руке надо держать саблю.
Из-за личного соперничества с Кемалем Ататюрком, «турецким Лениным», в современной Турецкой республике отношение к Энверу-паше является сложным. Тем не менее, в 1996-м году во время таджикской гражданской войны один из полевых командиров вернул его тело на историческую родину. Он был торжественно пoгрeбeн, а тогдашний президент страны признал его достижения на ниве турецкого национализма.
#турция #турки #басмачество #армяне #средняя азия