Ноябрьский вечер набирал обороты, гулко гудел ветер в проводах и древесных кронах, мелкие капли дождя сыпались из тёмной бездны небес. Алиса шла с работы, аккуратно обходя разлитые на мостовой серые ловушки луж и пока осенняя хандра мягко обволакивала притихший город, девушка не замечала всеобщего уныния, на душе было тепло и радостно. Ведь она шла домой, в свою собственную квартиру, пускай маленькую и ещё без всей необходимой мебели, но свою!
Девушка уже подошла к своему дому и предвкушала, как окунётся в тёплый уют маленькой кухни, нальёт горячего чаю и приступит к распаковке оставшихся вещей. Она ускорила шаг, не терпелось начать эти приятные хлопоты. "Леночка!" Голос раздался откуда - то из серого сумрака, заставив Алису вздрогнуть, она не сразу заметила старика сидящего на лавочке у подъезда. Его согнутая фигура жалкой кляксой выделялась на фоне осеннего пейзажа. "Лена, ты пришла! - улыбнулся он, - я так рад."
Алиса на всякий случай оглянулась, нет ли кого позади неё, но старик явно обращался к ней. "Простите, но я не Лена." - сказала она. Улыбка медленно сползла с лица деда, превратив его в маску скорби. "Извините, - произнёс он, - просто вы так похожи на мою внучку, тоже маленькая и худенькая, вот я и обознался..."
Алиса зашла домой и начала заниматься своими делами, а сгорбленный силуэт старика всё не выходил у неё из головы. В конце концов, она выглянула в окно и увидела, что он всё ещё сидит там, устало оперевшись на клюку, теперь чётко различимый в разлитом омуте желтоватого света фонаря. Она накинула пальто и поспешила вниз.
"Дедушка, вам помощь нужна? Вы потерялись?" - спросила она. "Леночка! - вновь встрепенулся он, - а я тебя жду, пошли скорее домой, а то замёрзнешь!" И он ухватив Алису за край пальто, потянул её в сторону входа. "Только мне совсем нечем тебя угостить, - сокрушённо пробормотал он, - совсем нет еды в доме." "Так вы здесь живёте? - спросила Алиса, - А почему у вас совсем нечего есть?" Старик посмотрел на неё и будто поняв, что перед ним чужой человек тяжело вздохнул и сказал: "Денег нет, милая. Оттого и кушать нечего..."
Алиса проводила старика до его квартиры, а потом побежала в свою. Она налила в контейнер суп и прихватила горсть конфет и спустилась вниз на пару этажей, где проживал одинокий старик. У неё возникло ощущение, что перешагнув порог его квартиры, она попала в прошлое. Здесь всё словно замерло когда - то давным - давно, мебель не менялась годами, ремонт эта квартира не видела около полувека. Старик был несказанно рад этому угощению, лишь по поводу конфет тяжело вздохнул: "Зубов уже нет, а раньше - то любил карамель..." "Я вам завтра шоколадных куплю!" - пообещала Алиса и старик заулыбался довольный как ребёнок.
На следующий день, Алиса бежала домой наперегонки с ледяным ветром, на душе было тепло от мысли как обрадуется дедушка сегодняшним гостинцам. Он действительно был счастлив, в такие мгновение чётче осознаёшь, что значит - приятнее дарить подарки, чем их получать. Он постоянно называл её Леночкой и она не разрушала его иллюзий, откликаясь на это имя. Ей было любопытно, отчего же настоящая Лена забыла своего дедулечку.
Так продолжалось несколько вечеров, в сером свинце последних дней осени зародился лучик тепла, он грел сердце Алисы, девушка чувствовала, что для кого - то она теперь важнейший человек в этом мире. Возвращаясь домой, она знала, что у подъезда её будет ждать дедулечка. Он обрадуется завидев её и вместе они поднимутся в его квартиру, распакуют гостинцы и он вновь забывшись назовёт её Леной.
Однажды старик вышел проводить Алису на лестничную площадку и здесь их поджидал неприятный сюрприз. Сухонькая женщина пожилого возраста поднималась по лестнице, она цепким взглядом впилась в деда и внезапно зло произнесла: "Опять за старое взялся попрошайка! Я тебе!" И замахнулась на деда мусорным ведром, которое держала в руке. "Вы с ума сошли!" - возмутилась Алиса, закрывая собой старика и поражаясь человеческой жестокости и чёрствости.
Дед тенью нырнул в свою квартиру, а женщина продолжала осыпать уже закрытую дверь руганью. "Знаешь сколько "Леночек" было у этого хрыча? - спросила она у Алисы, - Штук восемь на моей памяти, все еду ему носили и дом убирали, две последние девчонки - студентки, сами впроголодь жили и последним с этим мерзким старикашкой делились, я их просветила относительно его гнилой натуры и они прекратили свою благотворительность, так он их сжил с нашего дома! У него пенсия больше моей и ещё две квартиры сдаёт. Никакой внучки Лены не существует, а есть дочь и внук. Эта самая дочь попала в тяжёлую жизненную ситуацию и ей негде было жить, она умоляла отца пустить её к себе или в одну из квартир, он согласился, но только не бесплатно. С тех пор они не общаются. Каждый сам выбирает, что ему главнее в жизни: дети или деньги. А он совсем свихнулся на деньгах, экономит каждую копейку, всё откладывает. А зачем? Не иначе с собой туда забрать." Она неопределённо ткнула пальцем куда - то вверх, а Алиса ошарашенно хлопая глазами, только и смогла сказать: "Я вам не верю!"
На следующий вечер Алиса не увидела старика привычно поджидающим её на скамейке. Рассказ той женщины не выходил из головы целый день, наверное нужно зайти к дедушке и поговорить с ним самой. Но ноги сами пронесли её мимо его квартиры, после напряжённого дня на работе совсем не хотелось вести столь тяжёлый разговор.
Алиса удобно расположилась перед телевизором с чашкой горячего какао, когда уютную идиллию её вечера нарушил звонок в дверь. Пара полицейских устало представились и доложили о причине столь позднего визита. Игнатьев Виктор Григорьевич обвиняет Алису в хищении десяти тысяч рублей из своей квартиры. Девушка в замешательстве никак не могла понять кто такой этот Виктор Григорьевич, потом вдруг осенило, что это и есть дедулечка. Руки затряслись, а голова пошла кругом. Как же так, она ведь лучше своё отдаст, чем чужое возьмёт. "Да не переживайте вы так, - сказал полицейский, - разберёмся!"
"Конечно разберутся, - раздался женский голос с лестничной площадки, - им уже не впервой с заявлениями от этого хрыча разбираться." "Здравствуйте, Лариса Сергеевна, - отозвался полицейский, - далеко не уходите, мы потом к вам, по поводу нападения с мусорным ведром!" "Хорошо, - отозвалась Лариса, - я сейчас чайник поставлю."
"Зачем я вообще подошла тогда к нему! - сокрушенно сказала Алиса, - Почему не прошла мимо?" "Ты сделала то, что должна была, - ответила Лариса, - нормальный человек не пройдёт мимо чужой беды, а если и после этого случая ты не пройдёшь мимо кого - то, значит ты стала человеком с большой буквы."