Найти тему
Посиделки тет-а-тет

Должны ли посторонние люди наказывать чужих детей?

"Как же сейчас все трясутся над своими дИтачками, - возмущается читательница под одной из моих статей. - Попробуй-ка, сделай замечание чужому ребенку! То ли дело раньше! ЛЮБОЙ взрослый мог не только отругать ЛЮБОГО ребенка, но и наподдать ему и отвести за ухо к родителям. А родители еще и извинялись за поведение своего отпрыска. А теперь... Сами растим инфантильных детей..."

И я задумалась - действительно ли это так? Действительно ли раньше было лучше? А, главное, правильно?..

...У нас был обычный двор на окраине Москвы, недалеко от Кузьминского парка. Нам было очень здорово там играть, потому что двор был практически дикий - трава выше колена, высокий кустарник, в котором мы постоянно устраивали то "дом", то "штаб". А, еще песочница была, - точно.

Нет, мы не жаловались на отсутствие качелей-каруселей, нам и так было весело: мы играли в пионербол, в "войнушку", прыгали в "резиночку", стоили домики куклам - летом из веточек и травы, зимой из снега. Доставалось ли нам от взрослых? Еще как! Нас ругали за то, что мы бегаем. Нет, не по проезжей части. Не по тротуару (возможно, мешая прохожим) - просто по двору. Взрослых это раздражало. Нас ругали за то, что мы прыгаем - в ту самую "резиночку", потому что "топаем" и "поднимаем пыль".

Фото отсюда https://babyzzz.ru/wp-content/uploads/2019/08/post_5d536021c5944.jpg
Фото отсюда https://babyzzz.ru/wp-content/uploads/2019/08/post_5d536021c5944.jpg

Наверное, нам надо было сесть и тихо сидеть? Возможно, но где? Стол с лавочками был вечно оккупирован доминошниками, а две лавочки - бабульками, которые даже при наличии свободных мест не разрешали нам присесть даже на минуту: "Это места для бабушек! Пошли вон отсюда!"

Про "отвести за ухо к родителям" - и такой случай у меня был. Мне надо было срочно позвонить на работу матери (сказать, что я заболеваю), а двух копеек для автомата, как назло, не было. Я стояла и ревела, а потом, набравшись смелости, попросила у самой доброй на вид тетеньки монетку.

Не успела я зайти в автомат, как на меня налетела другая тетка, которая видела происходящее, но расценила это совсем по-другому: она схватила меня за рукав и стала орать, что я попрошайничаю. Что мне должно быть стыдно и где мои родители. Что она сейчас отведет меня в милицию, и пусть разбираются там.

Я испугалась невероятно - если сейчас попаду в милицию, мать меня точно прибьeт. Откуда-то взялись силы, я вырвалась и побежала прямо через дорогу, не обращая внимания на сигналящие машины. Я даже не думала, что меня могут сбить - надо было быстрее убегать от страшной тетки...

Больная тема про то, что "раньше все уступали место". Мне лет девять, может, десять. Мы с матерью возвращаемся поздно вечером из гостей. Еще в метро у меня начался приступ мигрени и к тому моменту, как мы сели в автобус, набрал полную силу. Да, с тошнотой, с зелеными искрами перед глазами и дикой болью от любого резкого звука или яркого света.

Это была конечная, вернее, начальная - при штурме автобуса мать успела занять для меня свободное место. Я села и закрыла глаза. И буквально через минуту услышала возмущенный вопль (подозреваю, что бабуси, но наверняка не скажу - не видела), что дети сейчас пошли бессовестные и "здоровые кoбылы" позволяют себе сидеть, в то время как старикам приходится стоять. "У нее очень болит голова," - попыталась защитить меня мать, но куда там! Чуть ли не половина автобуса уже бушевала праведным гневом, а кто-то даже пытался стащить меня с сиденья. К счастью, в тот момент была наша остановка, и мы вышли.

И последняя история. Весна. Мать стоит в будке телефона-автомата, спиной ко мне и общается с подружкой. Мне лет семь, и я скучаю. Я знаю, что разговор затянется и дальше гулять мы пойдем еще не скоро. Поэтому я присела у газона и сорвала несколько одуванчиков, намереваясь сделать из них куклу.

"Ты что творишь? - я даже подпрыгнула от неожиданного рыка за спиной. - Как ты смеешь рвать цветы???" - надо мной нависла огромная тетка и злобно смотрела на меня. А я... Почему-то именно тогда я не почувствовала опасности и дерзкo ответила: "Но это же просто одуванчики... Скоро еще вырастут!" - и в тот же момент на мою голову и спину обрушилась ее сумка (слава богу, дамская, а не хозяйственная) - дама обозвала меня "малолетней хамкой " и гордо удалилась.

Да, в большинстве случаев дети были полностью беззащитны перед взрослыми, и я не скажу, что считаю это правильным. Одно дело - сделать замечание мaтeрящeмуся подростку (кстати, тогда с ними особо-то и не связывались) и совсем другое - потоптаться над слабым, чтобы потешить свое самолюбие.

А что же сейчас? Да, много говорят о том, что дети стали более избалованными. Но. Мне иногда приходится делать замечание детям на площадке, когда их родителей нет рядом. И... ничего страшного не происходит. Чаще всего даже извиняются - это подростки (например, когда у меня в коляске спал маленький ребенок, а они сильно раскричались). Малыши просто прекращают безобразничать.

В метро? Да, и здесь было. Я всегда пыталась объяснить матери, что кричать на весь вагон "Обнаглели! Гляньте, инвалиды тут все, как один!" - неконструктивно и даже проводила эксперимент. Я подходила к молодому парню или мужчине, который сидел НЕ на месте для "инвалидов и иже с ними", т.е. сидеть там имел ПОЛНОЕ ПРАВО и вежливо просила: "Извините, пожалуйста, вы не могли бы уступить место женщине? Ей тяжело стоять," - и показывала на мать (ей было под 70) - со словами "Да-да, конечно!" - вскакивали 10 из 10.

Я не говорю, что раньше было плохо. Я не говорю, что сейчас замечательно - хамов и неадекватов хватало всегда. Я за разум. И за вежливость. И за то, что хватать, а, тем более, бить детей нельзя. Пусть кто-то будет с сарказмом называть детей "дИтачками", пусть сделает замечание, но наказывать физически никто права не имеет.