Часть 2. Уездный городок.
Уездный город Каинск, который был включен в состав Тобольской губернии, получил свой герб в 1785 году.
В верхней половине щита герб Тобольский, внизу в зеленом поле золотой бык, в знак скотоводства в Барабинской степи. Высочайше пожалован 17 марта 1785 года.
В 1804 году, при переходе города в Томскую губернию, герб в верхней половине был изменен на Томский.
После образования уезда посчитали население всех пяти волостей: Вознесенской, Покровской, Тартасской, Нижнекаинской и Верхнекаинской. Насчитали 10 720 душ мужского пола. В последующие годы до середины XIX в. в уезд направляли большое количество ссыльных, часть которых обустраивала свои хозяйства и переходила в крестьянское сословие.
Город на рубеже XVIII-XIX располагал семью торговыми лавками и амбарами, тремя казенными магазинами с продовольствием – «винной», соляной магазины и питейный дом. Кроме деревянной церкви никаких иных социальных строений не было. Застройка велась обыкновенными деревянными домишками.
А. Н. Радищев, бывший проездом в городе в 1797 году, в своих заметках писал: «Каинск, прежде острог, лежит на Оме, через которую летом перевоз. Место весьма плоское, одна церковь в середине города, строят каменную. Исправник – грубиян… как ни худо, а с тех пор как Каинск город, то строится заново»
Еще в 20-х годах XIX века в Каинске построили этапно-пересыльную тюрьму. Прибывшие по Московскому тракту ссыльные и заключенные здесь перегруппировывались и отправлялись дальше.
В 1826 году через Каинск везли декабристов. И. И. Пущин так описал в своем дневнике встречу с местным городничим: «Подойдя к дому городничего, мы увидели фигуру его колоссальную, вышедшую нас встретить. Он перед народом закричал нам:
– Я вас здесь по-своему проучу, отучу вас бунтовать!»
Декабристы стали было опасаться, что этот сумасшедший человек станет чинить им разные неприятности. Однако развитие событий пошло по-другому.
Как только ссыльные вошли во двор дома, где им было назначено остановиться, городничий отослал жандармов и запер ворота. Самих арестованных и их сопровождающих – фельдъегерей – пригласил быть своими гостями, устроил баню и роскошный стол. Когда фельдъегеря улеглись спать, городничий предложил декабристам кров на три дня, все возможные удобства, отдых, припасы и вещи в дорогу.
Рассказ Пущина подтверждал и другой декабрист – Н. В. Басаргин. Городничий Каинска Степанов запомнился ссыльным революционерам своим добрым участием к их судьбе и радушным приемом.
Позднее через Каинск проезжали Н. Г. Чернышевский и А. П. Чехов.
Каинск начинает расти. Прибывает население, вокруг центральной площади строятся кварталы обывательских домов. На фоне одноэтажных деревянных домов выделялось каменное здание церкви – Спасский собор (построен в 1828 году), а также четыре других здания: каменная кладовая для «хранения государственной суммы», деревянный дом Уездного Училища, и два деревянных дома с флигелями – «первый для питейной конторы, второй окружного почтмейстера».
Городу полагалась Ратуша. И она была – в деревянном доме у реки, на ул. Гостинодворской. Здесь же разместились Словесный* и Сиротский* суды.
*Словесный суд – судебное учреждение, созданное в России в 1754 году для разбора торговых дел, особенно ярмарочных, вексельных и т. п. при магистратах и ратушах, а с 1775 года — при городских полицейских частях. Процесс в словесных судах был максимально упрощен. Его задача состояла в том, чтобы примирить стороны. Суд, приняв устное прошение истца, должен был решить дело в тот же день, когда явится ответчик, а если потребуются справки, то в течение трех дней. Решение фиксировалось в журнале, так называемой дневной записке, и сообщалось частному приставу для исполнения.
*Сиротский суд – государственное учреждение для ведения дел сирот и вдов.
Комиссия Министерства государственных имуществ Российской империи, проводившая ревизию в Томкой губернии в начале 1840-х гг., насчитала в Каинском округе уже 9 крестьянских волостей с населением более 27 тыс. лиц мужского пола.
Интересное описание Каинска нашлось в чиновничьих документах. В 1842 году коллежский асессор Александр Якимовский составил «Краткое статистическое описание окружного города Каинска». Он насчитал в городе 2724 жителя, среди них купцов 20 человек, мещан и цеховых 633 человека. Упоминает и наличие цыган, которые в теплое время года рассыпаются по всей округе и живут подаянием. Несмотря на статус города, Каинск был очень провинциален. Чиновник нашел, что улицы города неухоженные и неопрятные, скот часто ночует вне двора. Если же город посещает какая-нибудь важная особа, то местные наводят порядок. Правда своим, особым способом. Хозяева брались за метлы и отметали сор от своих домов, оставляя его посреди улицы. Борозда из мусора служила своеобразной границей каждого участка и, конечно, постепенно мусор разносился по всей улице. Также ни один житель не имел около своего дома фонаря, и мрак поглощал город с наступлением темноты.
Социальная жизнь имела свою специфику. Московский тракт заносил в город много случайных и временных людей – заезжих купцов, цыган, ссыльных. В воскресенье и в праздничные дни с близлежащих деревень съезжался народ на базары.
В середине XIX века торговля стала определять жизнь города, к 1864 году насчитывается уже 156 купцов. Идет торговля с Иркутском и Нижним Новгородом. Торговали лесом – несмотря на его отсутствие в округе. Откуда же брали лес? Помогала река Омь – по ней сплавлялась кедровая и еловая древесина из более северных районов.
Стало развиваться и производство. Существовали кожевенный, мыловаренный, свечносальный, салотопный и кирпичные заводы. Например, на кожевенных заводах, принадлежавших купцу второй гильдии Дмитрию Поздышеву, работало до 40 человек. Продукция всех заводов реализовывалась и среди местного населения, и продавалась по торговым путям.
К проектированию растущего города подошли согласно Уставам и положениям, принятым в Российской империи. На плане 1834 года кварталы разбиты по прямоугольной сетке, выделено место для новой центральной площади, городского сада у больницы, лесозащитной полосы. Стремились подогнать планировку города под облик европейских городов.
Уже на плане 1866 года видно, что это не совсем удалось – размываются правильные квадратные формы, появляются незапланированные торговые строения. Город постепенно сливается с деревней Мошнино на правом берегу Оми, и уютно располагается по изгибам реки.
О роли купечества и достопримечательностях Каинска - в следующей статье.
Начало статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5ffecd3896612263c87043bb/kainsk-ot-kreposti-do-goroda-619e0e6fce348e67212cc5b5
В статье использованы изображения сайтов http://fotostarina.ru, http://www.bsk.nios.ru/
Список литературы:
1. Миненко, Н. А. По старому Московскому тракту : о первых русских поселениях на территории Новосибирской области / Миненко Н. А. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1990. – 183 с. : ил.
2. Гусаченко, В. Л. Каинск исторический / Вероника Львовна Гусаченко, Лориана Леонидовна Матвеева, Лариса Валентиновна Тимяшевская. – Новосибирск: НПЦ по сохранению историко-культурного наследия при администрации Новосибирской области ; Сибирская издательская фирма РАН «Наука», 1995. – 79 с. : ил.
3. Резун, Д. Я. Летопись сибирских городов / Д. Я. Резун, Р. С. Василевский ; художник А. А. Заплавный. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1989. – 303, [1] с. : ил.
4. По старым дорогам / редактор М. Щукин. – Новосибирск : Издательский Дом «Сибирская горница», 2005. – 100 [7] с. : ил.
5. Памятники Новосибирской области / сост. Л. М. Горюшкин, Б. И. Семко. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1989. – 195 [3] с. : ил.
6. Миненко Н. А. История Новосибирской области с древнейших времен до конца XIX века / Нина Адамовна Миненко. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издатльство, 1983. – 78 [1] с. : ил.
7. Щукин, М. Встречь солнцу. Рассказы об истории Сибири / Михаил Щукин. – Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница», 2005. – 215 с. : ил.