ЭВОЛЮЦИЯ «КИВАЧКИ»
Марка Jawa во многом обязана своей завидной репутацией тому, что чешские инженеры постоянно совершенствовали машину. Уже с 1954 года на части мотоциклов Jawa, предназначенных для экспорта, стали устанавливать совмещённую педаль кикстартера и переключения передач - эта модификация получила обозначение 353/02. Узел стали устанавливать на все мотоциклы Jawa с 1955 года, одновременно с постановкой на производство модели 353/03. Эта модификация также получила форсированный с 9 до 12 л. с. двигатель (благодаря повышению степени сжатия и применению более производительного карбюратора), колёса с тормозными барабанами на всю ширину ступицы и прямыми спицами, новые амортизаторы задней подвески с регулировкой поджатия пружин на два фиксированных положения, усовершенствованный генератор.
В 1957 году началось производство самого совершенного варианта «Ки- вачки» - модели 250/353/04. Её легко отличить от предыдущих модификаций по глушителям: вместо старомодного «рыбьего хвоста» они получили современную сигарообразную форму. В ходовой части главным новшеством стала передняя телескопическая вилка с пружинами, установленными снаружи неподвижных труб. Мотоцикл получил также глушитель шума впуска с пластмассовым корпусом и встроенными фильтрующими элементами.
Дальнейшая модернизация проходила уже без смены индекса. В 1958 году отказались от амперметра на бензобаке: его сменила контрольная лампа в новой комбинации приборов. В 1960 году мотоциклы Jawa получили новое, не столь массивное седло.
В 1962 году специально для рынка США было изготовлено всего 150 мотоциклов модели Jawa 250/353/07 Super Sport. В стандартное шасси был установлен 20-сильный двигатель от спортивного мотоцикла, с алюминиевым цилиндром и двумя свечами в головке цилиндра. Мотоцикл имел высокий руль с перемычкой и «короткой» ручкой газа.
ЗДРАВСТВУЙ, «ПАНЕЛЬКА»
Новое поколение мотоциклов Jawa вновь получило прозвище по самому заметному внешнему изменению: Panelka. Этим именем машина обязана новому кожуху фары, который имел закрывающие трубы руля выступы. Украшал его спидометр овальной формы. Но всё же главное новшество касалось 250-кубового двигателя. В «высоком» чугунном цилиндре была выполнена большая часть продувочных и впускной канал. Карбюратор, снабжённый пусковым обогатителем, крепился не к картеру, а к цилиндру. Мощность нового мотора составила 16 л. с. Производство новой модели Jawa 250/559/02 началось в октябре 1962 года.
В 1963 (по 1964)году была выпущена (несколько штук) модификация Jawa 250/559/05 с автоматическим центробежным сцеплением. В отличие от применяемых на современных скутерах сцеплений с расходящимися под действием центробежной силы колодками конструкторы компании использовали обычный пакет дисков, которые сжимались посредством центробежных грузов. Такую же конструкцию использовал японский концерн Honda в своём бестселлере Super Cub, что послужило предметом судебного разбирательства. В конечном счёте японцам пришлось заплатить чехам отступные.
Модернизированная Jawa 250/559/04 встала на конвейер в конце 1964 года. Мотоцикл получил новую переднюю вилку, усовершенствованную конструкцию сцепления и резиновый гаситель крутильных колебаний, встроенный в заднее колесо. В таком виде 250-кубовая Jawa выпускалась до 1974 года.
ОСОБЫЕ ДЕЛИКАТЕСЫ
Это советский рынок поглощал любые «Явы» и просил ещё. Чтобы сохранить свои позиции на требовательных западных рынках, чехам приходилось изощряться.
В 1963 году дебютировал мотоцикл Jawa 250/590 Sport. Его отличали 19-дюймовые колёса, высокий руль с перемычкой и «короткой» ручкой газа, изменённые крылья. Но, в отличие от модификации Super Sport 1962 года, в этом шасси стоял обычный двигатель от Jawa 250/559.
Специально для рынка США в 1966 году инженеры компании Jawa начали разработку серии Californian. Итогом этой работы стало начало производства в 1968 году мотоцикла Jawa 250/590/05 Californian III. Отказ от массивных облицовок, новый бензобак, 18-дюймовые колёса, узкие крылья и открытый руль создали совершенно новый облик машины. Двигатель был форсирован до 18 л. с. при 5250 об/мин.
Стандартная же модель в 1969 году предстала в версии Jawa 250/592. Она получила бензобак от Californian III, узкое переднее крыло и указатели поворотов.
Совершенно новая Jawa 250/623 с двухцилиндровым двигателем дебютировала в 1970 году. Но успеха эта модель не снискала, и с 1974 года 250-кубовый вариант исчез из производственной программы завода.
О СПОРТЕ
В 50-е годы конструкции дорожных и спортивных мотоциклов ещё не разошлись так резко, как в наши дни. Поэтому мотоциклы Jawa, на которых команда Чехословакии в Международных шестидневных соревнованиях выиграла главный приз - «Международный трофей» - в 1954,1956,1958 и 1962 годах, не далеко ушли от стандартной Jawa 250/353.
На них были сохранены даже динамо-батарейная система зажигания и сблокированное с переключением передач выключение сцепления. Главным отличием спортивной модели Jawa 250/553 был двигатель с цилиндром из алюминиевого сплава и с чугунной гильзой, развивавший мощность 15,5 л. с. в модификации для многодневки и 19 л. с. в кроссовой модификации. В комплекте к нему шли коробка передач с изменёнными передаточными числами, усиленная рама, подвески с увеличенными ходами и колёса со специальными внедорожными шинами Вагит, размером 21 дюйм спереди и 19 дюймов сзади.
О ДВОЙНИКЕ
Судьбы двух крупнейших чешских мотопроизводителей - Jawa и CZ - оказались тесно связаны. Более того: в 1953 году их объединили в один концерн, и мотоциклы стали производиться под маркой Jawa-CZ. К раздельным маркам вернулись лишь в 1960 году. В 1954 году завод CZ освоил производство моделей класса 125 и 150 см3, унифицированных с Jawa как по многим узлам, так и внешне. А в 1961 году на рынок вышла модель CZ 250/455, выглядевшая, как Jawa 250/353/04 с другой эмблемой на бензобаке. Но на самом деле это был другой мотоцикл. 13-сильный двигатель разработан на основе 175-кубового и имел даже другую размерность - 66 х 72 мм. Иной была и коробка передач - её конструктивная схема позже была использована на Jawa 350/634. Рама сварена из труб не прямоугольного, а круглого сечения. CZ был на 10 кг легче, чем Jawa, и компактнее, а потому воспринимался более спортивным. Кроме базовой модификации на 16-дюймовых колёсах выпускалась и спортивная 250/475 Sport на 19-дюймовых.
О СРАВНЕНИИ
Для советской мотопромышленности класс 250 см3 стал «заколдованной кубатурой». Мототехнику такого рабочего объёма пытались выпускать в Коврове, Минске и Туле, но каждый раз всё срывалось уже на стадии подготовки к производству. А вот в остальной Европе класс 250 см3 долго был на вершине популярности - и уж тем более в 50-е годы. Он устраивал и тех, кому был нужен недорогой транспорт для повседневного передвижения, и парней со спортивными амбициями. Сравним Jawa 250/353/04 с её одногодками - мотоциклами выпуска 1957 года с одноцилиндровыми 250-кубовыми моторами.
О ЛИЦЕНЗИЯХ
Индийские бизнесмены, братья Фарух и Рустом Ирани, в 1949 году начали импортировать мотоциклы Jawa в Индию. Видя растущий спрос, они приобрели лицензию и в 1961 году начали изготовление модели Jawa 250/353/04. Вскоре с трёх лент конвейера сходило по 126 мотоциклов ежедневно.
Когда истёк срок лицензии, братья Ирани продолжили выпуск под маркой Yezdi - этим словом один из чешских инженеров, командированных для организации производства, провожал сходящие с конвейера машины. Лишь в 1996 году Jawa, не выдержав конкуренции, сошла с индийской сцены - чтобы вернуться в наши дни уже на новом техническом уровне. Копию Jawa 250/353 выпускали также китайцы под маркой Xing Fu 250.
Друзья! Спасибо, что зашли на канал. Поддержите статью - поставьте 👍!
❗Читайте так же статьи по теме:
✅ «HONDA» представила самобалансирующийся мотоцикл.
✅ Ралли «Дакар» 2022 года - новости и подробности.
✅ 5 фактов о чешских мотоциклах JAWA.