Найти тему
Тетка Настасья

Немного о веерах... Рассказ первый...

Мне кажется, что веера - самая очаровательная вещица дамского обихода прошлого... Сам жест, которым он берется, медленно или резко раскрывается, превращаясь из палочки в волшебный экран - все это таит в себе какое-то неуловимое волшебство женственности... Действительно, веер изначально не просто необходимая вещь, но и орудие кокетства. Про язык веера и глагол "махание" как синоним "кокетства" не писал только ленивый...

Веер plie, кон. XIX - нач. XX вв. Веер монтировки "a l'anglaise". Остов из дерева, окрашенного в белый цвет, с гравированным орнаментом. экран из белого органди  и кружева с вышивкой блестками.
Веер plie, кон. XIX - нач. XX вв. Веер монтировки "a l'anglaise". Остов из дерева, окрашенного в белый цвет, с гравированным орнаментом. экран из белого органди и кружева с вышивкой блестками.

Но удержаться очень трудно, почти невозможно и мне хочется тоже поговорить о веерах. Рассказов будет несколько, поскольку накопилось много...

Итак, начнем с того, что, как известно, веера бывают разных форм. если точнее, то веера делятся на складные и, соответственно, нескладные, называемые "опахало". Они могут быть разных форм, но чаще всего округлые, овальные, в форме сердца и т.д.

Опахало. 1880е - нач. нач. XX в. Индия. Опахало состоит из двух деталей сердцевидной формы, украшенных по краю павлиньими перьями.
Опахало. 1880е - нач. нач. XX в. Индия. Опахало состоит из двух деталей сердцевидной формы, украшенных по краю павлиньими перьями.
Опахало (экран). Кон. XIX - нач. XX в. Китай. Шелковый экран с вышивкой шелком заключен в сдвоенный деревянный обруч, покрытый черным лаком.
Опахало (экран). Кон. XIX - нач. XX в. Китай. Шелковый экран с вышивкой шелком заключен в сдвоенный деревянный обруч, покрытый черным лаком.

А теперь складные веера, которые появились в Европе в начала XVII века. самые распространенные формы: PLIE, BRISE, PALMETTE, COCARD, PLIANT. Также веера различаются по характеру монтировки (a l'anglaise, a la sultane), а также по назначению (вечерние, дневные, свадебные, траурные, сувенирные, рекламные и т.д.)

Веер plie состоит из состоит из нескольких палочек, называемых пластины (крайние, утолщённые пластины называют гарды), скреплённых в головке веера специальной заклёпкой — штивом. Гарды и пластины составляют остов веера, то есть его жёсткую часть. Часть веера, на которую наносится рисунок, называется экраном веера. Экран в таких веерах мягкий, то есть сделан из ткани или бумаги. Вариантов украшения экрана не счесть: всевозможные вышивки, кружево, блестки, роспись по бумаге и ткани и т.д.

Веер plie, кон. XIX  в. Россия. Остов из кости с ажурным орнаментом. Экран - атлас, коленкор (с оборотной стороны), вышивка, блестки.
Веер plie, кон. XIX в. Россия. Остов из кости с ажурным орнаментом. Экран - атлас, коленкор (с оборотной стороны), вышивка, блестки.

Веер plie, 1860-1870-е. Франция. Остов из восточного перламутра. Экран лицевой стороны из белого атласа с аппликацией черным кружевом, росписью акварелью и гуашью. Оборотная сторона из белого шелка.
Веер plie, 1860-1870-е. Франция. Остов из восточного перламутра. Экран лицевой стороны из белого атласа с аппликацией черным кружевом, росписью акварелью и гуашью. Оборотная сторона из белого шелка.

Другой вариант, когда экран веера делается жестким, например, из кости или состоит как бы из отдельных пластин, обтянутых тканью- это уже тип palmette.

Веер palmette 1860-е. Россия. Костяной остов с инкрустацией перламутром, Экран из шелка, блестки, вышивка.
Веер palmette 1860-е. Россия. Костяной остов с инкрустацией перламутром, Экран из шелка, блестки, вышивка.

Еще один тип веера - brise - состоит из тонких пластин, соединенных между собой лентами и собранных вместе. То есть, экрана, как такового, в них нет, узоры наносятся на сами пластины, из которых он состоит. Отдельно могут быть украшены гарды, то есть первая и последняя пластины.

Веер brise 1860-1880-е. Германия Слоновая кость, резьба, гравировка.
Веер brise 1860-1880-е. Германия Слоновая кость, резьба, гравировка.

Веер brise 1870-1880-е гг. Германия. Слоновая кость, металл, резьба.
Веер brise 1870-1880-е гг. Германия. Слоновая кость, металл, резьба.

Веер brise 1870-1880-е гг. Россия. Кость, металл, резьба, перламутр.
Веер brise 1870-1880-е гг. Россия. Кость, металл, резьба, перламутр.

Еще одна интересная форма вееров - cocard. Это круглые веера, которые прячутся в небольшом футляре и вытаскиваются за верхнюю часть. Освобожденные экран распрямляется и получается небольшой веер. Это был идеальный вариант для прогулок, поскольку он легко умещался в небольшую сумочку.

Веер cocard. Кон. XIX - нач. XX вв. Металл, картон, бумага. Экран из коленкора, гуашь, роспись.
Веер cocard. Кон. XIX - нач. XX вв. Металл, картон, бумага. Экран из коленкора, гуашь, роспись.

Веер cocard. 1870-1880 е. Италия. Орех, металл, стекло, коленкор, кружево. В закрытом виде превращается в ручное зеркало.
Веер cocard. 1870-1880 е. Италия. Орех, металл, стекло, коленкор, кружево. В закрытом виде превращается в ручное зеркало.

Еще один забавный вариант - "веер - зонтик". Это из серии экспериментов, когда веера скрещивали с лорнетами, театральными биноклями или вот, с зонтиками. Это, действительно редкость, поскольку и веер, и зонтик-парасоль - вещи хрупкие.

Итак, зонтик из кости, созданный на рубеже веков легким движением руки превращается...
Итак, зонтик из кости, созданный на рубеже веков легким движением руки превращается...
в такой вот миленький маленький зонтик... Нууу, если ничего не заест и не сломается, конечно. Лично мне в варианте зонтика нравится больше, но это дело вкуса )))
в такой вот миленький маленький зонтик... Нууу, если ничего не заест и не сломается, конечно. Лично мне в варианте зонтика нравится больше, но это дело вкуса )))

И еще один вид вееров, про которые хочется упомянуть - это веера pliant. Это ни что иное, как веера из перьев птиц, те самые, роскошные, из-за которых едва не вымерли страусы, но их вовремя начали разводить ))) Хотя, надо сказать, такие веера делали не только из страусиных перьев, в ход шло все, вплоть до вполне прозаичных гусей.. Но это немного другая история.

Веер pliant. Конец XIX в. Россия. Дерево, перламутр, резьба и страусовое перо. Длина 38 см. (на всякий случай)))
Веер pliant. Конец XIX в. Россия. Дерево, перламутр, резьба и страусовое перо. Длина 38 см. (на всякий случай)))

Вот такие прелестные, роскошные, милые, скромные - самые разные... по конструкции...веера.

В следующий раз начну уже непосредственно про историю этих маленьких произведений искусства, навевающих прохладу.

может быть мягким В зависимости от того, как сделан экран веер, различают веера с мягким экраном, то есть с экраном, изготовленным из бумаги или материи, и веера с жёстким экраном,