Найти в Дзене
Марсель Македонский

«Совсем пропащий»: Марк Твен по-советски

Удивительное дело – при всей творческой мощи американского кинематографа, толком экранизировать Марка Твена так и не получилось. В отличие от советского кино. Однако, задолго до «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна» с Федором Стуковым и Владиславом Галкиным, наиболее известных нашему зрителю, был и другой фильм. По сценарию Георгия Данелии и Виктории Токаревой в 1973 году снят фильм «Совсем пропащий». В принципе, для наших фильмов достаточно перечислить актеров, чтобы понять, насколько всё хорошо. Итак, Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе (озвучен Леонидом Каневским), Владимир Басов, и маленький Роман Мадянов в роли Гека Финна. Что и говорить, тут нужно смотреть и получать удовольствие! История Гека Финна, в книжном ее варианте, пожалуй, намного увлекательнее и смешнее первой книги, где главным героем является Том Сойер. Здесь он тоже появляется, и роль его немаловажна, но повествование все-таки идет от лица Гека, и книга про него. В фильме Тома нет, по неизвестным причинам, экран

Удивительное дело – при всей творческой мощи американского кинематографа, толком экранизировать Марка Твена так и не получилось. В отличие от советского кино. Однако, задолго до «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна» с Федором Стуковым и Владиславом Галкиным, наиболее известных нашему зрителю, был и другой фильм. По сценарию Георгия Данелии и Виктории Токаревой в 1973 году снят фильм «Совсем пропащий».

В принципе, для наших фильмов достаточно перечислить актеров, чтобы понять, насколько всё хорошо. Итак, Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе (озвучен Леонидом Каневским), Владимир Басов, и маленький Роман Мадянов в роли Гека Финна. Что и говорить, тут нужно смотреть и получать удовольствие!

узнали Романа Мадянова?
узнали Романа Мадянова?

История Гека Финна, в книжном ее варианте, пожалуй, намного увлекательнее и смешнее первой книги, где главным героем является Том Сойер. Здесь он тоже появляется, и роль его немаловажна, но повествование все-таки идет от лица Гека, и книга про него. В фильме Тома нет, по неизвестным причинам, экранизирована только половина произведения, хотя вторая серия совсем бы не помешала. При таланте Данелии, и таком актерском составе снять можно вообще что угодно!

Опять за старое, залягай его лягушка!

Роман Мадянов в этой картине просто великолепен. Посмотрите сцену, где Гек выдумывает на ходу свою биографию. «И все потонули!», - загибает пальцы, - «пьяный папаша, братец Айк, все!». Про Евгения Леонова и Кикабидзе и говорить-то сложно. В роли Короля и Герцога теперь и представить больше некого. Настолько отменный дуэт мошенников еще поискать в истории кино. А если вы не видели «Ромео и Джульетту» в исполнении Эдмунда Кина Старшего и Дэвида Гаррика Младшего, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с этим захватывающим представлением, выдержавшим пятьдесят представлений в Европе. «Королевский жираф» тоже удался, хотя, конечно, по соображениям цензуры, несколько видоизменен.

-Заткнись, мавр!

Феликс Имакуэдо, студент Университета имени Патриса Лумумбы, сыграл негра Джима, и, как гласит легенда, для утверждения на роль гражданина капстраны (Нигерии), Данелия слегка слукавил. В биографии студента написали, что он сын нигерийского коммуниста-бедняка. В реальности, отец Феликса оказался долларовым миллионером, и даже предлагал купить для съемок корабль.

- Я-то могу сказать, какая у моего брата была татуировка! Уж я-то знаю, какая у моего брата была татуировка!
- Ну так и говори!
- Маленькая синяя стрелка! Вот какая! А если не приглядеться, то ее и не заметишь!

Битва глухонемых, Евгений Леонов в цилиндре, вывалянные в пуху и смоле оба мошенника. Песня, завлекающая на представление, негритянская философия Джима… ну ведь здорово же! Прибалтийские пейзажи, изображающие Америку, Даугава и Днепр в роли Миссисипи, пароходы, шляпки и корсеты, «кольцы и жакеты»… атмосфера времени чувствуется прекрасно. США тех времен – просто неисчерпаемый источник вдохновения, а также родина мошенников всех статей. Как в «Тресте, который лопнул» демонстрируется игра в наперстки, так и в «Совсем пропащем» можно увидеть «чудо-бальзамы», лже-проповедников… в общем, ничего на белом свете не меняется.

кадр из фильма
кадр из фильма

В 1974 году фильм попал на Каннский фестиваль. Наград, правда, не снискал, зато позже был признан американскими киноведами лучшей экранизацией Твена, как пишет Георгий Данелия в воспоминаниях. Да ему никакие награды и не нужны, хорошему бриллианту оправа только мешает.

Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский