Найти тему
Sensis

Киоски самообслуживания для ресторанов и кафе: типы, комплектация, примеры использования

Оглавление

В прошлой статье мы подробно рассмотрели кассы самообслуживания, которые можно встретить в наших магазинах, – «Какие кассы самообслуживания выбирает ритейл». Теперь же сосредоточимся на кафе и ресторанах – второй по популярности сфере, где хорошо себя чувствуют автоматизированные кассы и электронные киоски.

Предыдущие статьи на тему касс самообслуживания:

Сразу выделим несколько отличий между устройствами в ритейле и общепите.

1. Типы киосков самообслуживания для ресторанов более разнообразны. Кроме напольных КСО на «ноге», как в магазинах, здесь часто используются настенные и двухсторонние устройства.

Связано это, в первую очередь, с экономией места. В любом заведении общественного питания гораздо меньше пространства для размещения электронных касс, чем в гипермаркете с большим потоком клиентов. С другой стороны, кафе и не требуются полноформатные напольные комплексы с мебелью, поскольку здесь нет корзин с покупками. Так что…

2. …Комплектация киосков самообслуживания для ресторанов более скромна. Этим электронным киоскам не нужны не только столы, но и сканеры с весами. Так что обычно они состоят из сенсорного экрана, принтера чеков и POS-терминала.

Зато экран у общепитовской КСО, как правило, значительно больше, чем у магазинной – 32". Нужно это для привлечения посетителей: чем больше и ярче экран, чем аппетитнее на нем картинка или видеоролик, тем больше шансов, что потенциальный клиент не пройдет мимо. А там уж прочитает про скидки и акции, и случится магия повышения среднего чека.

Касса самообслуживания на базе Selforder 21 Lite в кофейне «One Price Coffee»
Касса самообслуживания на базе Selforder 21 Lite в кофейне «One Price Coffee»

Узнать подробнее о готовом решении для ресторанов и кафе можете на странице разработки.

3. Внедрение киосков самообслуживания в ресторанах решает немного иные задачи, чем в продуктовом ритейле. Для гигантов фастфуда (а именно они задают тон автоматизации обслуживания) главная цель установки электронных киосков – это разграничить потоки и уменьшить очереди. Также киоски решают проблему дефицита линейного персонала.

В ритейле же автоматизированные кассы помогают не только ускорить обслуживание, но и понять клиента: с помощью КСО магазины активно собирают и анализирую статистику оффлайн-покупок, чтобы дать потребителю новый позитивный пользовательский опыт, предложить актуальные акции и скидки.

Киоски самообслуживания в «Макдональдс», KFC и «Бургер Кинг»

Три гиганта рынка фастфуда, с их мощными клиентскими потоками и вечной борьбой с очередями, стали локомотивами внедрения киосков в ресторанной отрасли.

Так, «Макдональдс» уже к 2016 году оснастил электронными кассами 45% своих европейских ресторанов. В России сегодня КСО есть во всех заведениях сети, причем с их помощью клиенты делают 40% всех заказов. «Бургер Кинг» в некоторых точках уже вовсе отказался от живых кассиров, полностью передав прием и оплату заказов терминалам.

Функционал киосков у разных сетей одинаков, небольшие различия есть лишь в дизайне корпусов. Зато заметна разница в выборе вида устройства в зависимости от того, идет ли речь об отдельном ресторане или об островке в торговом центре.

В отдельных ресторанах «большой тройки» часто можно встретить двухсторонние киоски. Вот пример из сети «Макдональдс»:

Двухсторонний киоск самообслуживания в «Макдоналдс»
Двухсторонний киоск самообслуживания в «Макдоналдс»

Обычно таких устройств в заведении устанавливают от 2 до 4 штук, в самых популярных точках их число может доходить до 6. Двухсторонние киоски уникальны и удобны тем, что на том же метраже вы получаете сразу двух электронных кассиров. Впрочем, на два умножается не только функционал, но и цена: стоимость такого аппарата может доходить до 500 000 рублей.

Также в ресторанах используют обычные напольные киоски самообслуживания на «ноге», как в этой точке сети KFC:

Напольный киоск самообслуживания в «KFC»
Напольный киоск самообслуживания в «KFC»

Точки на фудкортах из-за недостатка места чаще оснащают навесными киосками:

Настенный киоск самообслжувания в «Burger King»
Настенный киоск самообслжувания в «Burger King»

Они помогают разграничить потоки клиентов и привлекают внимание к предложениям ресторана. Крепятся настенные терминалы, как телевизоры, – с помощью кронштейна.

Вот так выглядит кронштейн для крепления кассы самообслуживания 21.5 LITE
Вот так выглядит кронштейн для крепления кассы самообслуживания 21.5 LITE

Количество устройств самообслуживания зависит от проходимости точки. Хотя… похоже, что независимо от числа электронных помощников очереди у популярных брендов будут всегда:

-7

Важный момент! Если вы решили поставить киоск самообслуживания в торговом центре, вам придется согласовывать его монтаж с администрацией. Продумайте детали. А то был у нас случай с пилотными моноблоками в одном из электронных магазинов «HAIER» после установки возникли проблемы с софтом, и нашим сотрудникам пришлось возвращаться в ТЦ. Но охрана их не пустила, поскольку срок действия пропусков закончился. Так и остались наши ребята в 11 вечера стоять у входа в тц, в обнимку с трехметровой стремянкой…

Пилотный моноблок и та самая трехметровая лестница в розничном магазине «HAIER»
Пилотный моноблок и та самая трехметровая лестница в розничном магазине «HAIER»

Киоски самообслуживания в средних сетях

Электронные терминалы для заказов внедряют не только гранды рынка. Вот, например, бургерная «ФАРШ» после успешного пилота решила масштабировать проект по установке двухсторонних киосков самообслуживания на всю свою сеть:

Подробнее об этом кейсе можно почитать на сайте наших партнеров – «AnsoftGroup».
Подробнее об этом кейсе можно почитать на сайте наших партнеров – «AnsoftGroup».

Еще одна бургерная – «Ракета» – тоже установила в своих ресторанах автоматизированные киоски:

Киоск в бургерной «Ракета»
Киоск в бургерной «Ракета»

Интересно, что компания использует как навесные, так и напольные киоски. Также необычно, что часть терминалов установлена на улице. Возможно, таким образом бургерная решила обыграть ковидные ограничения на посещение ресторанов и упростить заказ блюд на вынос. Кроме того, наружный киоск привлекает внимание прохожих.

Уличный киоск самообслуживания
Уличный киоск самообслуживания

Сеть «Теремок» еще в 2018 году презентовала не просто киоск самообслуживания, а первого в мире андроида-кассира Марусю:

Робот-кассир в ресторане «Теремок»
Робот-кассир в ресторане «Теремок»

Кроме стандартных сенсорного экрана, принтера чеков и POS-терминалов у Маруси есть динамики и микрофон. Благодаря системе распознавания голоса робот может «общаться» с посетителями, принимать заказы и отвечать на вопросы. А вот обычных касс самообслуживания в «Теремке» пока не замечено.

Автоматизация проникает и в регионы. К примеру, тверская сеть «Чикен Хауз» внедрила даже два формата киосков – настольные и навесные:

Настольный киоск самообслуживания в сети «Чикен Хаус»
Настольный киоск самообслуживания в сети «Чикен Хаус»
Навесной киоск самообслуживания в сети «Чикен Хаус»
Навесной киоск самообслуживания в сети «Чикен Хаус»

Необычные форматы самообслуживания

В заключение приведем пару примеров оригинальных технологий самообслуживания для ресторанного бизнеса.

Посетителям сети баров «Пивко» не обязательно дожидаться официанта, чтобы выпить пива. Они могут самостоятельно ознакомиться с информацией о напитках, оплатить понравившуюся позицию специальной картой бара и налить себе бокальчик пенного.

Настенные пивные краны с оплатой по карте
Настенные пивные краны с оплатой по карте

Еще один интересный сервис для заведений общепита – система распознавания блюд. Такое решение, в частности, было предложено для кафетерия «Альфа-банка» командой-участником программы «Большие вызовы». Специальное приложение позволяет отсканировать поднос с едой, определить размещенные на нем блюда и оплатить их в одно касание.

-16

А с какими технологиями самообслуживания приходилось встречаться в ресторанах вам? Нравится ли вам использовать сенсорные терминалы для заказа или предпочитаете классический сервис? Делитесь интересными кейсами в комментариях!

#киоски_самообслуживания #автоматизация_ре​ресторана #касса_самообслуживания ​ #технологии_в_ритейле