В Германии накануне Рождества случился скандал. В Государственном балете Берлина отменили показ классической программы «Щелкунчика». Об этом журналистам сообщила исполняющая обязанности художественного руководителя балетной труппы К.Теобальд. Официально было сказано, что причиной снятия постановки стало то, что двое детей выходят на сцену в гриме, имитирующем темную кожу. Эксперты увидели в этом якобы элементы расизма.
«То же самое относится и к восточному танцу с гаремными наложницами и солистом, тело которого покрыто темным гримом. Все это вещи, которые теперь нельзя выпускать на сцену без объяснений», - отметила представитель театра. Местным «специалистам» также не понравился китайский танец, где артисты передвигаются по сцене «мелкими семенящими шажками».
То, что у М.Петипа «китайских» или иных национальных танцев в дивертисменте балета нет – давно хорошо известно. Они сочинены балетмейстером в популярном в XIX веке стиле «шинуазри» (имитация под восточные мотивы или проще – «китайщина»). Похоже, сегодня это никого не интересует.
Нападки на историческую версию балета в Германии начались с 2015 года и с каждым годом становились все настойчивее и масштабнее. Учитывая тот факт, что в соседних странах «культура отмены», в частности в Голландии, уже действовала, то было понятно, что снятие «Щелкунчика», а затем и переделка спектакля в ФРГ – дело времени. Задача стоит сделать «самый известный русский пример высокого искусства» менее стереотипным. Об этом говорит американская The Christian Science Monitor.
«Щелкунчик» в классической русской версии получил широкое распространение в США и Европе и стал символом пока еще главного религиозного праздника Запада – Рождества. Сказка Гофмана о победе любви (девушки и юноши) в контексте Рождества Христова мешает глобализаторам трансформировать общество. Поэтому давайте для начала чуть реформируем классику. Выдадим новое прочтение за истинное.
Ну и какое нам то дело до их экспериментов? Российские СМИ, эксперты и аналитики воспользовались скандалом и достаточно подробно обрисовали перспективы «культуры отмены», ведущей к одичанию.
Однако, критикуя зарубежную практику, некоторые журналисты вдруг «потеряли нюх». Так, в деловой газете «Взгляд» некто С.Борзяков вдруг заявил, что «нашим труппам нужно быть готовым к тому, что «экспортный» вариант «Щелкунчика» придется видоизменить».
Иными словами, нас призывают «прогнуться» и ограничиться отстаиванием традиционных ценностей только внутри страны. Но так не бывает. Двойные стандарты будут явлены обществу. Раскол в социуме углубиться, а недоверие к властям станет абсолютным. Ведь после таких уступок надо будет признать и новую версию истории, в том числе Великой Отечественной войны.
Дальше отступать нельзя. Дошли до края. Об этом точно сказал сенатор и ведущий передачи «Посткриптум» А.Пушков: «Мы присутствуем не при рождении странного казуса, как считают некоторые, а при рождении новой социальной религии – с ее жесткими догматами и беспощадной травлей противников. И конца этому не будет, а будет новое противостояние идеологий и ценностей – в добавление к геополитическому, пока одна из систем ценностей не одержит верх. А какая – одержит верх, зависит и от нас с вами».