Помните нашумевшую историю, когда аварийный Ту-154 с пассажирами не разбился, а сумел экстренно сесть на чудесным образом появившуюся посреди тайги посадочную полосу? Тогда всех спасло то, что заброшенная авиаполоса в северных лесах республики Коми оказалась вполне пригодной для посадки, потому как 12 лет ее рабочее состояние в одиночку поддерживал бывший начальник аэропорта.
Не это ли исключительное осознание собственного долга? Нынче искать таких людей, как говорится, днем с огнем… Но они были и есть.
Расскажу про нашего земляка, который подобно своему коллеге из Коми содержал в порядке взлетку аэродрома на острове Ольхон на Байкале. И делал он это в течение 20 лет!
Но сначала напомню ту историю про экстренную посадку в северной тайге.
В сентябре 2010 года самолет Ту-154 летел из Якутии в Москву. На борту 72 пассажира и десять членов экипажа. Где-то через три часа полета, когда уже летели над республикой Коми, вдруг пропало электропитание, что привело к отключению всех навигационных систем и электропривода топливных насосов. Непосредственно в системе топлива оставалось лишь на полчаса.
Единственный вариант: экстренно садиться. Но Коми – это сплошь леса, а на лес не сядешь. Сделали круг, высматривая ровное поле. Когда внизу мелькнула взлетно-посадочная полоса, летчики подумали, что у них галлюцинация...
Поскольку приборы не работали, садились по стаканчику с минералкой, ориентируясь на уровень воды...
Люди были спасены благодаря профессионализму экипажа. Но не только. Это приземление стало возможным во многом и благодаря Сергею Сотникову – бывшему начальнику закрытого сельского аэропорта Ижма.
Более десяти лет он на своем стареньком уазике приезжал на заброшенную взлетку и чистил полосу.
Убирал с бетонных плит старую арматуру, автохлам, которые сваливали местные жители. Выкорчевывал кустарники и деревца, которые пробивались в зазорах бетонных плит. Строго следил за тем, чтобы лесозаготовители не ставили машины на взлетную полосу. Никто ему за эти работы не платил.
А имя Владимира Прокопьева, к сожалению, мало известно широкой публике.
И это несправедливо. 38 лет проработал он начальником аэродрома на Ольхоне. А когда в середине 1990-х полеты на остров прекратились, начальник остался на своем посту. И более двадцати лет по собственной инициативе содержал местный аэродром в порядке, будучи уверенным, что на остров когда-нибудь обязательно полетят самолеты.
К слову, в начале этой эпопеи было Владимиру Иннокентьевичу уже 65 лет. А с должности начальника аэропорта Хужир его перевели на должность сторожа только через 20 лет, в 2014 году.
Тогда для всего Ольхона случилось на самом деле знаменательное событие – впервые за два десятка лет возобновили воздушное сообщение с островом. Прокопьев тогда, в июле, принял Ан-28, который привез его сменщика. И с этого дня 84-летнего Владимира Иннокентьевича назначили сторожем аэродрома.
Каждый день Владимир Иннокентьевич снимал показания метеорологических приборов, выходил на радиосвязь с «большой землей», ремонтировал ограждения взлетной полосы, штопал ветроуказатель, косил кусты, ровнял взлетку и подсыпал ямы, которые периодически образовывались на ВПП.
- Каждый день я смотрел в небо в надежде увидеть самолет,
- как-то в беседе с нашим коллегой Кириллом Шипициным признался Владимир Прокопьев.
В молодости, с 1957-го по 1964 год, Владимир Иннокентьевич работал на первом советском реактивном пассажирском самолете Ту-104. Летал из Иркутска. Пролетал семь лет, после чего его списали по состоянию здоровья. Налет у него достаточно большой – около 8000 часов.
Потом работал старшим диспетчером в иркутском аэропорту.
- А в 1976 году, - вспоминал Прокопьев, - действующий начальник аэропорта Хужир прибыл к руководству в Иркутске в нетрезвом виде, и его уволили. Узнав про свободную должность, я попросился у начальства на Ольхон. Там я бывал с проверками, нравилось это место. Меня перевели, и я уехал со своей супругой Герольдой Михайловной.
Прокопьев нам признался, что, честно говоря, за 20 лет он уже потерял надежду увидеть на своем аэродроме воздушное судно.
Но он его увидел – первый пассажирский самолет, который в этом веке приземлился на острове. Это был тот Ан-28 с бортовым номером RA-28728, который привез его сменщика.
- Не жалко ли вам передавать аэропорт новому руководителю? – спросили мы Владимира Иннокентьевича.
- Жалко, конечно: для меня он уже стал родным. Но возраст уже не тот, зрение подводит, и нужно дать дорогу молодым. Оборудование и техника находятся в исправном состоянии, я ее передал новому руководителю полетов. Даже дизель, который снабжал электроэнергией аэродром, действует до сих пор и сейчас стоит как резервный источник питания.
Проработал Прокопьев в новом статусе сторожа аэродрома недолго: вскоре авиасообщение с островом вновь прекратилось – видимо, высока была цена билетов. А госдотаций для этого маршрута не было.
Регулярное авиасообщение с островом наладили только два года назад. В летний сезон теперь туда два раза в неделю летают самолеты авиакомпании «СиЛА» («Сибирская легкая авиация»).
Впрочем, 89-летний Владимир Иннокентьевич этого уже не застал – он ушел из жизни в марте 2018 года.
А местная районная газета «Байкальские зори» написала про это так:
«Владимир Иннокентьевич и Герольда Михайловна, как в старой сказке, прожили долго и счастливо и умерли в один день 11 марта этого года. Аэропорт продолжает жить своей «особой жизнью» с надеждой на светлое будущее.
Прокопьев Владимир Иннокентьевич всегда был уважаем среди жителей в деревне Харанцы. И перефразируя Маяковского, здесь всегда говорили так: «Мы говорим – Прокопьев, подразумеваем аэропорт, говорим – аэропорт, подразумеваем Владимира Иннокентьевича!».
Но все же история начальника аэропорта Хужир не останется в тени.
Еще при жизни Прокопьева фильм о нем решили снять иркутские документалисты, уже был готов сценарий, но Владимир Иннокентьевич ушел из жизни. Но эта реальная история так зацепила режиссера Анастасию Зверькову, что она не смогла ее забросить и переделала свой сценарий из документального фильма в игровой.
Съемки фильма прошли в августе 2019 года на берегу Байкала, но в другом месте – возле поселка Большое Голоустное. Дело в том, что когда съемочная группа прибыла на аэродром, где жил главный герой, оказалось, что все вокруг изменилось до неузнаваемости: поставили новую метеостанцию, крышу аэропорта перекрыли, идет модернизация
- Это место стало неподходящим для съемок. Мы начали обзванивать пилотов, те рассказывали про отдаленные аэродромы в Иркутской области, и наконец один из летчиков вспомнил про аэродром на берегу Байкала, где осталась лишь избушка, - рассказал нам продюсер картины Юрий Яшников.
Про что фильм? Так как кино игровое, сюжет не повторяет полностью жизнь Владимира Прокопьева. Действие фильма происходит на заброшенном аэродроме на берегу Байкала. Главный герой – бывший летчик и директор этого аэродрома Алексей переживает депрессию после смерти жены. В фильме ему предстоит сделать выбор между жизнью в окружении любящих его людей и миром прошлого, которым он окружил себя, чтобы уйти от реальности.
Но самое приятное, что сразу после прочтения сценария на съемки в главной роли согласился народный артист России Дмитрий Певцов.
«В этом фильме есть определенная тема и часть высказываний, которые мне дороги лично. Я вообще не участвую в последнее время ни в чем, где нет надежды, любви, радости, добра, света и смирения. Это фильм о том, что надо жить пока это возможно. По сценарию, предшествующее событие этому сюжету - потеря любимого человека. Мне есть о чем рассказать», - подчеркнул Дмитрий Певцов.
Сейчас работы над этим короткометражным художественным фильмом полностью закончены.
Он получил название «Без неба».
Друзья, если вам понравилась эта наша история, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации
А еще вас могут заинтересовать эти наши материалы (жми на заголовки):