Красивый и глубокий авторский мультфильм.
Сильвен Шомэ, французский аниматор, начинал как автор комиксов. До «Иллюзиониста» обе его работы, короткометражка «Старая дама и голуби» и полнометражный мультфильм «Трио из Белвилля» были номинированы на Оскар в соответствующих категориях, впрочем, как и «Иллюзионист», над которым Шомэ работал 5 лет. Он использовал не воплощенный в жизнь сценарий комедиографа Жака Тати, который режиссеру дала его дочь.
«Иллюзионист» — это история о пожилом фокуснике, кочующем от города к городу, выступающем в дряхлых театрах и кабаках. В одном из таких он встречает девушку, которая поражается трюкам старика и начинает считать его настоящим магом. В итоге, она уезжает вместе с ним из деревни, занимаясь домашним хозяйством, пока иллюзионист пытается найти работу, и на скопленные деньги дарит девочке очень дорогие подарки, которые она принимает за волшебство.
Старику место в мире победившей поп-культуры не находится. Его легко заменяют рок-группы и кино, и радоваться его представлениям будет только какая-нибудь бабушка, да жители деревни, празднующие появление автомата с музыкой в местном кабаке. Но главный герой искренне любит свою профессию и до конца пытается влюбить в себя публику, и неважно в каком месте выступая: в благородном театре или обшарпанном баре. А роль волшебника он продолжает играть не только для зрителей, но и для девочки, живущей, кажется, в каком-то своем мире.
Фильм практически полностью немой. Точнее, герои разговаривают, но в привычном для кино смысле диалогов в «Иллюзионисте» нет. Это обусловлено ещё и сюжетом: главный герой из Франции, но путешествует он по Британии. Но мультфильму не нужны диалоги: Шомэ все передает через действия и мимику, и появляется шарм, напоминающий немые комедии Чарли Чаплина. У «Иллюзиониста» такой же тон – расслабленная атмосфера с нотками грусти.
Стоит ли говорить о прекрасно арте? Уникальный стиль с детальной прорисовкой объектов, на которые режиссер обращает внимание, и условной обрисовкой тех, которые как бы дают картинке деталей. В целом мультфильм выполнен в около реалистичном стиле, но каждого героя наделяют уникальными, немного вычурными чертами лица. Особенно мне нравится трио акробатов.
Иллюзии безумно красивы, но остаются иллюзиями, а значит, им предстоит развеяться. Как бы приятно в них не было находиться, все-таки кому-то приходится сделать первый шаг навстречу реальности и тащить за собой другого. А он уже настолько привык к своей фантазии, что просто не понимает ее нереальности. И, конечно, это бесконечно грустно, но также в этом есть чувство освобождения: когда ты застреваешь в чем-то, выбравшись, остается ощущение легкости.
И примерно таким описанием можно суммировать эффект после просмотра «Иллюзиониста». Это чувство называют «светлой грустью», редкое для традиционного кинематографа. И его, кажется, невозможно симулировать, от того мультфильм Шомэ кристально честен. Он не пытается манипулировать зрителем, каждый вынесет из него то, что сможет унести на плечах.