Горы мира все разные, горы мира все одинаковые. Даже если нет сходства в пейзажах и, вообще, геоморфологии.
Дело в том, что ощущения в горах всегда развиваются по нарастающей. Первая точка по прибытию кажется вершиной нерукотворного природного совершенства. Вторая точка так наполняет эмоциями, что забывает забыть о первой, третья вовсе ошеломляет и "обнуляет" первые две… Вот почему в горах не стоит спешить со сменой локаций, чтобы новые, более яркие впечатления, не "перезаписали" еще не до конца "обработанные" старые в вашей голове. Иногда сделать паузу и не спешить ни с перемещениями, ни с выводами, очень полезно.
Поездка в аул (или село, кому как нравится) Чох получилась для нас, опытных специалистов “компрессионного туризма” случайной и незапланированной. Вообще, в этот день мы ехали в знаменитый Гамсутль, но все пошло не так. Сначала одного из детей начало жестко укачивать на серпантине, затем, когда мы почти доехали до парковки у начала тропы в Гамсутль, ребенок уснул. Потом зарядил дождь. Простояв на парковке около часа, мы решили развернуться и поехать вниз. Ну, а раз ребенок спит — по другому серпантину подняться в Чох. Сделанная пауза и изменение первоначального плана позволили сделать личное открытие.
Колеса верного “Данжеля” грызут щербатый асфальт дороги, змееей оплетающей горные склоны.
Буквально нависающий над живописной Андалалской долиной Чох издалека выглядит как пещерный город.
Желто-коричневый песчаник стен практически не отличим от гор по цвету, и лишь правильные прямоугольные формы выдают дело рук человеческих.
В голове сразу возникает слово "симбиоз".
Глядя на Чох через приближающий картинку телеобъектив, я задумываюсь о том, что человек тут не противоречит природе, а сознательно и уверенно живет с ней в единении, каким бы трудным не был этот союз.
Действительно, люди жили в этом месте еще во времена неолита — так называемая чохская стоянка. Как самостоятельное поселение, Чох сформировался в XIV веке в результате объединения арабским завоевателем Абу-Муслимом дюжины небольших сел.
Чох был одной из точек маршрута Великого Шелкового пути, сюда вело шесть дорог.
Укрепленное поселение не только не раз было в эпицентре военных действий, но и было местом товарного и культурного обмена; неудивительно, что как минимум значимая часть населения Чоха была продвинутой и образованной. В результате аул дал жизнь и знания большому числу ученых, военачальников, религиозных деятелей, мыслителей. Даже сейчас в Чохе на три с небольшим тысячи прописанных жителей приходится 130 кандидатов наук.
Впрочем, в Чох совершенно не обязательно ехать подготовленным. Мне кажется, даже лучше отринуть "Википедию" и не читать заранее копирующие друг друга статьи с вольным пересказом исторических событий, давно растворившихся в толще времени. Раз они все равно вас не касаются, зачем забивать себе голову? Чох можно просто увидеть с поворота каменистого серпантина. Приблизиться. Увидеть, как дома стоят каскадом — в прямом смысле друг на друге.
Большой П-образный дом, хорошо различимый на фотоснимках — официально старейшее сохранившееся строение села.
Дом наиба имама Шамиля Андалалского округа Закари Нахибашева был построен в 1872 году. К слову, камень домов — не обязательно местный, например, одним из лучших в Дагестане принято считать камень, добытый в селе Шулани.
Полный размер
В рукотворной каменной толще пробиты тесные улочки.
Полный размер
Здесь можно потрогать пористый камень стен, холодный от дождя или разогретый щедрым к горцам солнцем. Ощутить запахи простой и оттого вкусной еды. Вода, мука, хлеб и мясо в нехитрых, и оттого таких вкусных комбинациях.
Возможность поговорить с людьми в Дагестане в целом и в Чохе в частности также не стоит недооценивать. Хотя я и назвал чуть выше количество жителей, но не зря упомянул прописку. Многие дома в Чохе пустуют. В отсутствии человека строения постепенно разрушаются — такова жизнь.
Но, вместе с тем, Чох возрождается, причем через новое — через туризм; Некоторые местные жители посвятили свою жизнь восстановлению родового села и привлечению в него туристов. Один из них — Заур Цохолов, известный теперь на всю республику как Заур Чохский. Руками своими и единомышленников, Заур реконструировал один из старых домов, и устроил в нем аутентичный гестхаус с простым названием — "Этнодом".
Тут сейчас можно можно пожить в условиях, похожих на те, что были тут пару сотен лет назад.
Полный размер
Для туристов без маленьких детей — настоящее приключение.
Полный размер
Добавлю к этому, что вид с балконов, террас и из окон домов Чоха парадоксально прекрасен и неповторим; так и каждый дом в селении отличается от другого, но вместе они образуют единую конструкцию, как в техническом смысле, так и в контексте смысла вообще. Надеюсь, проект "Этнодома" будет не единственным, и жизнь тут вернется к полной своей силе, а может, засияет еще ярче, чем когда-либо.
Конечно, в Чохе как туристическом объекте есть немало несовершенств — в конце апреля, например, тут вообще не было возможности где-либо перекусить, кроме как в гостях.
Но все это решаемо, и главного у Чоха не отнять — это селение насквозь настоящее. Сообразующая часть горного рельефа, плоть от плоти времени.
Нужно просто увидеть и прикоснуться.