Найти тему
Вместе здорово)

Как развивать лидерские качества у ребенка: советы или стратегии для родителей

Оглавление

Уверена, каждый родитель желает своему ребенку (детям) только лучшего. Многие хотят, чтобы они выросли смелыми, уверенными, увлеченными, искренними, успешными и в целом стали яркими личностями. Этот список может быть бесконечно длинным и в этом нет ничего плохого. Важно понимать и различать, что зачастую успешный ребенок не равно счастливый. А чтобы все сложилось, стоит воспитывать в детях определенные качества.

pexels.com
pexels.com

1. Эмоциональный интеллект (EQ).

В последнее время термин EQ пользуется большой популярностью. Исследователи утверждают, что он играет более важную роль, чем IQ (показатель интеллекта). Нам, родителям, необходимо задавать образцы эмоционального интеллекта. Дети наблюдают за нами и впитывают наше поведение как губки. Особенно наш ответ, реакции на сильные эмоции (страх, гнев и т.д.). У меня есть пост: Как развить эмоциональный интеллект (ЭИ) . Или учим детей быть счастливыми… | Вместе здорово) | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Здесь стоит еще отметить, что фразы, высказывания типа: “Не кричи!”, “Не плачь!”, “Расстроился из-за ерунды!”, “Распустил нюни!”, “Не дерись, ты же девочка!”, “Не смейся так громко!” и т.д. приводят к понижению EQ ребенка. Мы (родители) таким образом подавляем, обесцениваем эмоции ребенка. Об этом нужно знать, помнить и вовремя себя остановить, если вдруг захочется что-то подобное сказать.

2. Уверенность.

Уверенность в собственные силы закладывают ребенку родители. Подбадривайте: "Я знаю, ты сможешь это сделать!", "Я верю в тебя, у тебя получится!", в процессе: "У тебя уже получается - и это замечательно!", и после: "Получилось! Какой ты молодец!/Какая умница!"

Но! Не хвалите слишком много. Похвала нужна для выработки здоровой уверенности в себе. Показывайте как гордитесь усилиями или увлеченностью в каком-то деле, отмечайте проявление храбрости и самостоятельности. Если хвалить всякий раз, когда ребенок прыгнул, покрутился или пнул мяч, в итоге это приведет к ложной уверенности.

Если ребенку говорить, что он “самый лучший”, но при этом страховать его от всех ошибок, не давать самостоятельно действовать, не доверять ему, вырастет неуверенный человек.

3. Поддерживайте инициативу.

Например, ребенок решил помочь вам полить цветы или помыть посуду, а может что-то починить. Похвалите за то, что решил помочь. Предложите сделать вместе. Подумайте как это “дело” ребенок сможет сделать с минимальными последствиями, например, для дома или для себя.

Поясню на примере. Моя дочка проявляет инициативу в приготовлении завтрака. Мы это делаем вместе. Она подает мне яйца (со стола, который на ее уровне). Я разбиваю. Дочка наливает молоко (если бутылка полная, то я ее придерживаю). После она все аккуратно размешивает венчиком. К аккуратности мы пришли не сразу.

4. Самостоятельность.

Формирует характер ребенка. Любое действие в начале пути связано с преодолением. Нужны усилия, например, чтобы застегнуть пуговицу. И ребенок, в силу возраста, может расстраиваться, что не получается сразу справиться.

Расскажите как это было у вас, когда вы были маленькими. “У меня тоже не сразу получилось застегнуть (собрать, красиво нарисовать, аккуратно размешать и т.д.). Сначала нужно много или несколько раз повторить, чтобы получилось (достичь результата)".

5. Ответственность.

Важное замечание! если мы ругаем ребенка за то, что он что-то пролил, разбил, испортил и т.д., это формирует чувство страха и вину (“Я виноват!”). Если мы отбросим эмоции и отнесемся к ситуации с пониманием, он гораздо быстрее научится и самостоятельности, и ответственности. Пример с дочкой: “В том, что испачкался стол нет ничего страшного. Сейчас мы все уберем вместе. Помоги мне пожалуйста!” Я еще всегда проговариваю, “чтобы в следующий раз молоко не пролилось, попробуй размешивать аккуратнее, высоко не поднимая венчик”.

6. Говорите “нет”.

Когда мы во всем потакаем нашим детям, они становятся избалованными. И это гарантированно ограничивает развитие лидерских качеств. Ребенок должен уметь откладывать удовольствие и упорно работать ради чего-то действительно важного. Детям необходимо развивать терпение. Радость от достижения, от стараний ни с чем не сравнима.

Здесь можно привести простой пример. Дочка поиграла, захотела конфету. “Хорошо, я дам тебе конфету. А ты пока собери все игрушки”. Этот пункт и про достижение целей и что немаловажно, удовлетворение от результата.

pexels.com
pexels.com

7. Позвольте ребенку ошибаться.

Это в том числе и про риск, и поражение. Если что-то не получается, поддержите. Учите искать выход из ситуации: "Как можно исправить?", "А что еще можно сделать?", "Как можно сделать по другому?" Здесь ребенку в первую очередь важна наша поддержка. Он будет чувствовать, что вы заботитесь о нем. Таким образом вы поможете развить у ребенка умение искать подходы к решению проблем. Или другими словами сообразительность, смекалку.

8. Обращайте внимание на достижения.

Но! не будьте одержимы достижениями. Поясню, фокус только на индивидуальных достижениях формирует у ребенка неверное представление о том, как на самом деле добиваются результата. Проговаривайте, приводите примеры где ребенок может достигнуть результата один (например, собирая пазл, конструктор) или совместно с другими: эстафета, праздник в садике, какая-то совместная игра. Или привести примеры из мира взрослых: футболист и команда и т.д. Основная цель - донести ребенку, что большие дела делаются вместе (с хорошими людьми). Не нужно полагаться только на себя и свои силы.

9. Соответствуйте своим словам, действиям и правилам.

Если вы что-то обещали, держите свое слово или выполняйте действия. Например, у нас есть правило “когда я ем, я глух и нем”. Значит это относится и к ребенку, и к родителям. Если у вас не получается соответствовать вашим словами и действиям, не стоит ожидать, что ваш ребенок будет “держать свое слово” или выполнит, что обещал.

В конце мне хочется добавить, каждый ребенок приходит в этот мир со своими способностями, характером и т.д. Наша задача (родителей) безусловно их любить и помочь им раскрыться, найти себя, свой путь. Когда мы обучаем чему-то, дети в первую очередь смотрят на папу с мамой, все впитывают как губки и берут пример с нас. Очень часто, чтобы воспитать какое-то качество, нужно начинать с себя.

Все эти советы из практики. Они не универсальны. Вы можете их дополнить или придумать свои.

Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!

#счастливый ребенок #дети #лидерские качества #эмоциональный интеллект #самостоятельность