На северо-восточной окраине Пицунды, в селе Лдзаа (ул.Адамия, 3), расположен удивительный частный музей — возможно, лучший из частных музеев на территории бывшего СССР.
К селу ведет дорога, окаймленная самшитовой рощей.
Местами — настоящие джунгли.
Следы войны.
Вид на село.
Типичные абхазские жилища — с «поляной» для гостей перед входом.
Создатель музея — Георгий Ясонович Хецуриани, абхазский грузин (этнический сван). Материалов о нем в Сети почти нет, я воспользовался http://www.rusrep.ru/2009/13/hecuriani/comments/.
Сын крестьян из Зугдиди, поначалу он работал руками — осушал пицундские болота, строил мельницы, а потом подключил к рукам голову… В 1965 году Георгий первым в Абхазии начал фотографировать туристов на знаменитом Голубом озере (небольшой водоём с бирюзовой водой в горах по пути на озеро Рица). По дороге туристов наверх делал снимок — в компании живого павлина, медведя или верхом на лошади, — а на обратном пути раздавал готовые фотографии.
Спустя два года в Пицунде был создан курорт, и Георгий за сезон стал зарабатывать бешеные по тем временам деньги, которые он тратил на старинные вещи и материалы для собственных изделий. Хецуриани мастерил макеты мельниц, виноделен, жилищ охотников, собирал глиняные черепки, монеты, серебряные сабли… В 1978 году Министерство культуры Абхазской АССР выдало ему справку следующего содержания: «Дана Хецуриани Георгию Ясоновичу в том, что он действительно является народным умельцем и состоит на соответствующем учете в научно-методическом центре народного творчества».
Когда коллекция перестала помещаться в старом доме, пришлось построить новый, двухэтажный. Его ни с чем не спутаешь.
Вид со второго этажа на Пицунду.
Дом битком набит различными старинными вещами, собранными хозяином по всему бывшему СССР: от древнейших абхазских орудий земледелия до коллекции русских самоваров. Наверное, это самое полное собрание предметов абхазского быта конца XIX — начала ХХ вв.
Кровать из богатого абхазского дома.
Домик чабана.
Некоторые экспонаты имеют отношение к русской истории. Надпись под этим куском ткани гласит, что риза вышита холопами Ивана Грозного, за что ручается дед Хецуриани. Ох, видать, большой сказочник был дедушка у нашего героя…
А вот любопытная бумажка, имевшая хождение в Советской России в 1924 году.
Сразу вспоминается весёлая песенка времён НЭПа:
«В магазинах — чудеса,
Появилась колбаса.
Крику — как из сотни граммофонов.
Прибегаю я в буфет
(ни копейки денег нет):
„Разменяйте десять миллионов!“.
Но жемчужиной коллекции стал фаэтон фирмы „Мерседес“, на котором ездил основатель города Гагры принц Ольденбургский. Георгий Ясонович отдал за него годовой урожай кукурузы и катал в нем туристов по Пицунде.
Порядки в музее вполне патриархальные. Над душой никто не стоит (мы бродили по дому совершенно одни), многие экспонаты можно брать в руки.
Когда сын Зураб купил свою первую машину, „Волгу“, Георгий Ясонович сказал ему: „Сначала сделай что-нибудь для людей, а уж потом пускай пыль в глаза“. И сын сделал во дворе дома-музея мемориал памяти абхазцев — героев Великой Отечественной войны. Памятный огонь зажигался 9 мая, когда в гости к Хецуриани приезжали ветераны со всей республики — человек двести. На стеллах памятника изображены те, кто не вернулся, в том числе члены рода Хецуриани. На этот мемориал Зураб Георгиевич потратил 300 тысяч рублей. Еще тех, советских („Волга“ стоила 8 000 рублей).
Таким его запомнили односельчане.
Георгий Хецуриани умер в 1994 году, чрез год после окончания грузино-абхазской войны, и был похоронен во дворе перед входом в музейную часть.
Ныне в задней части дома продолжают жить родственники Хецуриани, его сын Зураб с женой Наной.
В музейный комплекс входят также дом охотника и таверна „Старая мельница“.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки можно через
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
ЮMoney (Яндекс) 41001947922532
PayPal s.tsvetkov.history@gmail.com
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи(описание и заказ)