Когда я в первый раз попала в Эрмитаж, конечно, меня много чего впечатлило, но был один зал, который поразил больше всего. Это был единственный зал, снятый из дверного проёма.
Приглашаю вас в парадную гостиную Александры Фёдоровны, жены Николая Первого.
История создания личных покоев начинается с 1830 года, когда Огюст Монферран перестроил две приёмные и создал большую Яшмовую гостиную.
Именно в этом зале императрица поздравляла Пушкина с безрадостным повышением.
Поутру 8 апреля 1834 года Пушкин записал в своем дневнике: "Сей час еду во дворец представиться царице". К двум часам пополудни он вернулся домой и продолжил свою запись: "Представлялся. Ждали царицу часа три". Это томительное ожидание Пушкину скрасила встреча с двумя лицейскими товарищами - Модестом Корфом и Владимиром Вольховским. Корф должен был благодарить государыню за должность статс-секретаря, Вольховский - за назначение начальником штаба Отдельного Кавказского корпуса.
"Я по списку был последний, - читаем мы в дневнике поэта. - Царица подошла ко мне, смеясь: "Нет, это беспримерно! ... Я ломала себе голову, стараясь узнать, что за Пушкин будет мне представлен. Оказывается, это вы!.." (слова императрицы Пушкин привел по-французски - В.Ф.). Источник: subscribe.ru
Потом поэт и гостиная погибли. В переписке с Софьей Бобринской императрица пишет:
«Этот только что угасший гений, трагический конец гения истинно русского… Эта молодая женщина возле гроба, как ангел смерти, бледная, как мрамор, обвиняющая себя в этой кровавой кончине…»
Одна страница истории закрывается и начинается новая. Брюллов создаёт Малахитовый зал.
К малахиту у меня любовь и почтение с детства. Я выросла на сказках Бажова.
Правда, я представляла малахит огромными глыбами, из которых скульпторы создают сказку.
В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Википедия
Оказывается, из большого куска малахита нельзя сделать крупную вазу или колонну, как из той же яшмы. У малахита особое строение, которое отличается ноздреватостью, пустотами и вкраплениями. Но зато мягкость малахита позволяет распиливать его на тонкие пластины (от двух до четырех миллиметров) и создавать волшебные мозаики.
Изделия из малахита в этом зале просто чудесные! Различные вазы и столики, множество статуэток. Невозможно налюбоваться.
У каждого столика даже ножки произведение искусства.
Как мы видели на картине Чернецова, до пожара стену зала украшала роспись. Её автором был Антонио Виги и он же заново расписал стену после пожара. Несмотря на то, что художнику в этот момент было уже 74 года.
Фигуры были написаны на тонком коленкоре, а затем наклеены на искусственный мрамор. Центральная из трех женских фигур росписи — аллегория Поэзии — была копией с работы художника Возрождения Рафаэля Санти — медальона «Поэзия», венчающего фреску «Парнас» в Ватикане. По сторонам Поэзии изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь
И опять мы с вами возвращаемся к Пушкину, а точнее к "Евгению Онегину":
И в зале яркой и богатой,
Когда в умолкший, тесный круг,
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла Рук
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою..
Фигура Поэзии в этой росписи даёт нам отсылку к императрице,
в аристократическом обществе поэтическим псевдонимом императрицы служило имя «Лалла Рук», одновременно являвшееся символом понятия «поэзия».
Как выглядел зал после пожара можно увидеть на картине Ухтомского.
Какую-то часть мебели удалось спасти. Кстати, некоторые вещи были сделаны Генрихом Гамбсом.
Когда Временное правительство свергло Николая Второго, то свои собрания они проводили в в этом зале.
#санкт-петербург #музеи #история #эрмитаж #путешествия
Все статьи про прогулки по Петербургу по тегу #hellengeo_петербург