Найти тему
О Москве нескучно

Русаковская: как из уютной московской улицы она превратилась в пыльную и шумную магистраль

Оглавление

Что стало причиной бурного развития улицы в середине 19 столетия? Как пропал один из самых известных заводов с Русаковской улицы? Откуда появилось это название? И почему объекты с таким же наименованием есть в других районах Москвы? А также, по какой причине в окрестностях именно этой улицы снимали фильм "Место встречи изменить нельзя"? И как с годами улица превратилась из уютной и зелёной в пыльную и шумную? Об этом и не только расскажу сегодня.

Внимание: в статье очень много фотографий. Они собраны в галереи. Если хотите увидеть больше снимков, то листайте вправо.

Из леса в поле

Русаковская улица интересно расположена. Одна её часть находится в Красносельском районе Москвы и относится к Центральному округу. Другая - пролегает уже в Сокольниках, который входит в состав Восточного округа. Начиная с 14 века, здесь была крупная торговая дорога, окружённая густыми лесами. Она вела в село Стромынь, на востоке современной Московской области.

Дорога на месте Русаковской улицы на карте 1648 года. С сайта www.retromap.ru.
Дорога на месте Русаковской улицы на карте 1648 года. С сайта www.retromap.ru.

Первыми жителями местности стали "сокольники". Так называли служилых людей, которые сопровождали царя во время соколиной охоты. В память о них здесь осталась улица Сокольническая слободка. К середине 18 века появилась одноимённая застава - часть Камер-Коллежского вала. Она располагалась недалеко от современного парка "Сокольники". Природным украшением будущей Русаковской улицы была и река Рыбинка. Когда-то она являлась крупным притоком Яузы с несколькими прудами, а теперь "прячется" в коллекторе.

Сокольническое поле на карте Москвы 1836 года. С сайта www.retromap.ru.
Сокольническое поле на карте Москвы 1836 года. С сайта www.retromap.ru.

Когда вырубили последние остатки вековых деревьев, местность между современными улицами Гастелло и Жебрунова превратилась в поле (хотя на карте выше оно доходит до современного Третьего кольца), которое называли Сокольническим. В 19 веке территорию часто использовали для военных учений. А во время коронации Николая I в 1826 году здесь устроили праздничные гуляния.

День, который изменил всё

Нечётную сторону будущей Русаковской улицы начали застраивать в конце 18 века небольшими деревянными домами. Серьёзные изменения в укладе жизни местного населения начались только в 1851 году, когда неподалёку открылась железная дорога, соединившая Москву и Петербург. В следующем десятилетии ввели в строй Ярославскую и Рязанскую ветки. Таким образом, появились те самые три вокзала. Столь крупный транспортный узел, конечно же, повлиял на развитие близлежащих территорий.

Из сохранившейся старой застройки на Русаковской улице (сегодня это дом №26) можно отметить самую старую каланчу в Москве. Здесь до сих пор находится пожарная часть. Фото 1892-1893 с сайта www.pastvu.com.
Из сохранившейся старой застройки на Русаковской улице (сегодня это дом №26) можно отметить самую старую каланчу в Москве. Здесь до сих пор находится пожарная часть. Фото 1892-1893 с сайта www.pastvu.com.

Во второй половине 19 века Сокольническое поле начали заселять. В 1898 году местность поделили на несколько кварталов с улицами и застроили малоэтажными домами. Кстати, будущая Русаковская в те времена именовалась Сокольническим шоссе.

Дорогу с годами замостили булыжником, а также установили газовые и керосиновые фонари. Пространство вдоль шоссе благоустроили: высадили большое количество разных деревьев. В 1880-х годах здесь прошла конка по маршруту от Сухаревой башни до Богородского. В начале 20 века лошадей заменили электрическими трамваями. В целом, застройка шоссе была малоэтажной с большим количеством лавок и магазинов.

Уничтоженный завод

Имелось здесь и несколько крупных предприятий. Самое известное - Калинкинский пивоваренный завод. Он располагался на месте современного дома №13. Производили на фабрике не только хмельной напиток, но и разные фруктовые воды. Упоминание о продукции этого завода можно было встретить даже в произведениях Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Главная фабрика находилась в Петербурге, а на Сокольническом шоссе был московский филиал, если так можно сказать.

Интересно, что в советское время завод продолжал работать. И прекратил функционировать только в начале 2000-х. Ныне от старых корпусов фабрики ничего не осталось. Вместо них построили офисное здание, гостиницу и небольшой дом. Он чем-то похож на оригинальное сооружение, но уже с новым дизайном. Сколько не боролась общественность за сохранение памятника архитектуры, успеха добиться не удалось.

Здесь начиналось метро

Пару слов о названии улицы. Она приобрела его в 1921 году в честь Ивана Русакова, врача-педиатра, а по совместительству революционера. Он погиб во время подавления Кронштадтского восстания в марте того же года. Поскольку Иван Васильевич жил и работал недалеко от этих мест, улицу решили назвать его именем. В качестве дополнения фамилией Русакова нарекли ещё и набережную, трамвайное депо, а также Дом культуры.

В 1920-х годах облик начала улицы поменялся. Здесь появилось новое дорожное покрытие, а также парочка экспериментальных жилых кварталов. Например, трёхэтажные здания розового цвета, созданные знаменитым в будущем архитектором Борисом Иофаном. Или же рабочий городок в начале чётной стороны улицы. Сейчас многие дома снесли. Справедливости ради, они стояли расселёнными ещё с начала нулевых. На их месте будет стартовая площадка под реновацию. Одно здание по этой программе здесь уже почти достроили (на месте дома №6).

Внешний облик второй половины улицы оставался нетронутым дольше. Именно поэтому в 1970-х годах на Сокольнической площади снимали "Место встречи изменить нельзя". Местные пейзажи подходили на роль послевоенной Москвы. Большое значение для развития улицы сыграло строительство первой линии Московского метро. Именно на Русаковской, у дома №13, рабочие начали копать тоннели в 1932 году. Там есть мемориальная табличка по этому поводу.

Улица стала другой: лучше или хуже?

С годами появлялось всё больше типовой многоэтажной застройки. Особенно на участке улицы, который находится в Сокольниках. Её пейзажи переработали в 1970-х годах. Конечно, сильные изменения произошли, когда открылась Русаковская эстакада, которая сейчас является частью Третьего кольца. Улица стала более шумной и пыльной, а движение - плотным и напряжённым.

Во второй половине 2010-х годов Русаковскую немного расширили под мостом соединительной ветки железной дороги. Меняется и внешний облик самой улицы. В 2000-х годах в рамках реконструкции квартала здесь появился чудовищный высотный дом розового цвета (№1). Здание по реновации на противоположной стороне улицы будет похожим по размерам. Видимо, чтобы создать эффект "парадных ворот".

В конце улицы в нулевых построили огромный жилой небоскрёб (дом №31). Незадолго до этого здесь находился рынок. В здании, помимо квартир, разместили торговый центр. Итог такой: Русаковская за годы своего существования превратилась из милой, зелёной, в чём-то провинциальной улицы, в типичную московскую магистраль с домами из разных эпох и суматошным движением. Поэтому на первый взгляд кажется, что #история у неё как таковая отсутствует. Однако это тот случай, когда внешний облик обманчив и можно попробовать узнать больше. Впрочем, #Москва может привести нам большое количество похожих примеров.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!