Найти тему
Яндекс Учебник

Споры на уроке помогают лучше запомнить тему? (ПЛЮС работающая схема, как правильно организовать дискуссию)

Оглавление

Урок в стиле дискуссии ученики будут вспоминать с азартом даже после выпуска из школы. И то, что они обсуждали — тоже.

Американский адвокат, политик и актер Дадли Филд Мэлоун как-то сказал: «Я ни разу ничему не научился от человека, который был согласен со мной».

Дискуссионные литературные и киноклубы, политические дебаты, ток-шоу на остросоциальные темы — популярный формат, который через эмоции мотивирует участников и зрителей изучить затрагиваемый вопрос глубже. Истории, поданные в таком формате, надолго запоминаются и их с удовольствием пересказывают друг другу. Так почему не использовать это в школе при изучении сложных и многогранных тем?

Что такое дискуссия?

Дискуссия — это не попытки убедить в своей правоте другого любой ценой.

Это организованный по определенным правилам спор, цель которого — совместными усилиями найти решение проблемы, выработать общее мнение по какому-то вопросу и так далее.

С какого класса проводить дискуссии?

Лучший возраст учеников для проведения дискуссий — подростковый, начиная с 11—13 лет. То есть, с 5 класса.

В этот период у детей активно формируется собственное мнение, они учатся его отстаивать и хотят быть услышанными и принятыми всерьез. Им важно проявлять свою индивидуальность, общаться, заявлять о себе.

Учитель может не просто дать им такую возможность, а научить, как это делать правильно.

Почему это важно?

Это поможет школьникам стать увереннее в себе и благоприятно скажется на будущем.

Человек, который с детства умеет аргументированно выражать свое мнение, выделять главное, лаконично его формулировать и презентовать, будет успешен в любой карьере.

Как правильно организовать дискуссию?

Существует множество способов проведения дискуссий. О наиболее популярных из них подробно, с пошаговой инструкцией, эксперты рассказали на бесплатном 16-часовом курсе «Как организовать дискуссию на уроке». По ссылке он доступен в любое время и его можно пересматривать столько, сколько вам нужно.

СХЕМА «Мечтатели, критики, реалисты»

Интересный пример дискуссии, который можно использовать в случае, если нужно решить какую-то проблему. Например, по защите рек от загрязнений, популяризации финансовой грамотности среди населения, организации городской среды и так далее.

Организация: Ведущий рассказывает о проблеме, которая станет темой текущей дискуссии.

Участники дискуссии делятся на три группы, которые выступают по очереди.

Первая группа — мечтатели. Их задача — за отведенное время придумать и озвучить максимальное количество решений, не заботясь об их выполнимости.

Вторая группа — критики. Их задача найти все слабые стороны у каждой из выдвинутых мечтателями идей, рассказать, в чем они видят трудность в их реализации.

Третья группа — реалисты. Выслушав обе стороны они должны выбрать те из идей, которые, на их взгляд, применимы к существующим реалиям, и подвести итог, какие для этого потребуются ресурсы, с какими сложностями могут столкнуться те, кто будет этот проект реализовать и как этого можно избежать.

После того, как в заданной очередности выступили все три группы, выбранные проекты могут пройти еще раз все три этапа для доработки. Если это не требуется, то переходят к заключительной части — совместной презентации результата.

Если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк. Это мотивирует нас писать на интересные для вас темы!

Узнать больше методик проведения дискуссий для разных возрастов можно на бесплатном курсе «Как организовать дискуссию на уроке». Он уже доступен на сайте в любое время.

Прочитать статью полностью можно на нашем сайте.

#школьное образование #школьники #психология #учеба #учитель #дискуссия #школьная программа