Основными характеристиками метода Айенгара в йоге являются точность выполнения поз, последовательность освоения поз от простого к сложному и, конечно же, последовательность инструкций для освоения каждой позы. Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгар провел глубокую работу по выработке точных и прозрачных для других инструкций, опираясь на аналитику чувственности. Результаты его работы представлены в основных произведениях, в частности, в «Йога Дипике».
Сегодня, когда йога Айенгара распространена по всему миру, многие из предложенных гуруджи инструкций обсуждаются и дополняются. В том числе и в гендерном ключе. Стоит отметить, что подход йоги Айенгара в конечном итоге индивидуален, т.к. каждое тело уникально, но при этом можно выделить основные закономерности. Одной из таких закономерностей является выделение «мужского» и «женского» тел и их основным особенностей, а также связанных с этими особенностями специфических трудностей. И в ходе практик йоги постоянно возникают дискуссии, касающиеся выявления специфических гендерных особенностей и способов работы с ними.
Две такие гендерные дискуссии мы и разберем в этой статье. Одна из них достаточно известна, другая же — та, с которой столкнулась автор этой статьи в своей практике.
- Споры, развернувшиеся по поводу выполнения позы Урдхва Празарита Падасана (Поза вытянутых вверх ног) (см. фото 1).
Суть этих споров заключалась в следующем. Шри Б.К.С. Айенгар в "Йога Дипике" дает следующие инструкции для выполнения указанной позы: необходимо лечь на спину, вытянуть ноги; вытянуть руки за головой; а затем поднимать ноги вверх сначала на 30 градусов, потом - на 60 (задерживаясь в каждой фазе); и только потом привести ноги в положение перпендикулярно полу (см. фото 2). Такой вариант выполнения является классическим. Однако, распространение йоги Айенгара по всему миру, популярность йоги у женщин и появление женщин-преподавательниц йоги Айенгара привели к выявлению ряда трудностей, возникающих при выполнении этой позы.
Оказалось, что очень часто женщинам чрезвычайно трудно выполнить эту позу, следуя указанной инструкции, из-за мягкости тела, перегиба в пояснице при выполнении и недостаточной силе в мышцах. Такой способ освоения этой позы оказался травмоопасным. Гораздо проще от подтянутых к корпусу коленей вытянуть ноги вверх перпендикулярно, и прочувствовать вытяжение ног и спины, а потом уже (почувствовав головность к такой вариации) опускать ноги на 60 градусов и на 30. А вот для многих мужчин, наоборот, характерна жесткость в задней поверхности ног, но при этом достаточная сила в мышцах, поэтому поднять ноги перпендикулярно полу, вытянув заднюю поверхность ног в достаточной степени, крайне сложно, намного проще остановиться в промежуточной фазе (что и предлагалось Шри Б.К.С. Айенгаром).
2. С такой же ситуацией я столкнулась недавно на сессии преподавателей йоги Айенгара в Екатеринбурге, только в отношении позы угла из положения сидя, на санскрите: Упавиштха Конасана (см. фото 3).
В классе, посвященном методике преподавания, ученики по очереди обучали друг друга. Наш сокурсник А., мужчина, учил нас выполнять Упавиштха Конасану и предложил следующие инструкции: необходимо было поднять пятки вверх и, помогая себе рукой, вытянуть голень. Чем вызвал мой праведный гнев, т.к. меня постоянно старшие преподаватели ругали именно за то, что пятки «взлетают» от пола. Мне было абсолютно непонятно, зачем из вообще нужно отрывать (если это не вариант выполнения позы с кирпичами, но там другая специфика). Но мои возражения приняты не были совершенно, А. продолжал настаивать на правильности его дискуссии. Мы решили вывести эту ситуацию на общее обсуждение, чтобы выслушать мнения других и уяснить место наших мнений для общей практики.
Результатом обсуждения стала фиксация различий телесной конфигурации (которая оказалась в данном случае гендерной). А именно: у женщин часто задняя поверхность ног (и голеней в особенности) перерастянута, поэтому подъем пяток или даже их неконтролируемый «взлет» еще больше увеличивает растяжение, поэтому для такого тела предложение поднять пятки действительно будет вредной инструкцией. А вот для мужчин, у которых задняя поверхность ног очень жесткая и сжатая, и само выполнение Упавиштха Конасаны является болезненным, необходимо предложить технологию разминания, размягчения голени, чтобы поза перестала быть болезненной. Поэтому инструкция, направленная на размягчение голени, уместна и ценна.
А с какими гендерными дискуссиями в йоге сталкивались вы?