Рассуждения о ненужности массового среднего образования в опубликованном на моём канале материале «The глаз», не имели цели задеть чьи-то национальные чувства. Если пересказать содержание одной фразой, то речь шла о том, что при существующем уровне оплаты труда и отношении к учителям, как персоналу, оказывающему образовательные услуги, невозможно обеспечить всеобщее качественное среднее образование. В первую очередь, из-за нехватки педагогов.
Директорам школ приходится принимать на работу преподавателей, мягко говоря, слабо подготовленных, доверять уроки физики учителями математики, допускать в работе с детьми людей без профильного педагогического образования и т.д
И, что самое удивительное, брать на работу учителей из ближнего зарубежья без знания русского языка.
Нет, когда, условные таджики выполняют, скажем, строительные работы, а русским языком владеет только бригадир или прораб – это вполне допустимо. На самом деле, какая разница, на каком языке общаются строители, если они в совершенстве знают профессию.
Но когда литературу или математику в российской школе преподаёт человек, понимающий русский только с переводчиком – это за пределами разумного.
И вот под моими комментариями появилась цепочка дизлайков от некоего Мақсат Қанатұлы Есбай. Я понимаю, что представителю Казахстана обидно. Мол, дискредитируют население братских Среднеазиатских республик. И, вероятно, в двойне обидно, из-за того, что в Казахстане русский язык является вторым государственным и на нём ведётся преподавание.
Читать на ЛитРес
Однако, представим себе на мгновенье ситуацию, что в южном Казахстане, где подавляющее большинство населения – казахи, зачастую, не владеющие русским языком (замечу вторым государственным), химию, физику, математику или даже русский язык станет вести педагог, не владеющий казахским. Как он будет общаться с детьми и чему сможет научить? Никак и ничему.
В России ни казахский, ни узбекский, ни таджикский, ни киргизский и т.д. не являются вторым государственным языком, изучать который необходимо по определению. И это вполне логично. Представители Средней Азии не просто меньшинство, но ещё и меньшинство временного пребывания. Люди приезжают в РФ на заработки. Не с целью: остаться, жить и стать частью страны пребывания, а с целью обеспечить выживание семей на Родине. Делать десять языков вторыми государственными – полное безумие.
При таких вводных, как, даже очень хороший педагог без знания русского языка сможет вести условную географию или биологию? Через переводчика? Какие знания получат учащиеся у такого преподавателя? Никакие.
И дело вовсе не в том, что преподаватель плох, не знает предмет или является человеком второго сорта. Дело в том, что он не имеет канала коммуникации. Свои, возможно, блестящие знания он не в силах донести до аудитории. И никакого иного идеологического посыла я в текст не закладывал.
Читать на ЛитРес / Читать на Bookmate
И напоследок. Я родился в Алма-Ате. По крайней мере, тогда город назывался так. Моим лучшим другом детства был казах Амир. Мы жили в соседних квартирах и все время во дворе проводили вместе. Играли в футбол, купались в Головном арыке, ходили друг к другу в гости. У него на Дне Рождения я в первый раз попробовал бешбармак. И ни у него, ни у меня не возникало мысли, что мы разные. Что, кто-то первого сорта, а кто-то второго. Я и сегодня отношусь к национальному вопросу вполне в духе СССР. Для меня не важна национальность специалиста. Важно: может ли он эффективно выполнять свою работу в конкретных условиях или не может.
Так вот, качественное преподавание в России без знания русского языка, на мой взгляд, невозможно. И затыкать дыры в штатном расписании такими учителями – это преступление. Вне зависимости от того: обижается на меня Мақсат Қанатұлы Есбай или нет.