Как сегодня сообщил kommersant.ru, Хакасия сделает прорыв и попытается вывезти большую часть добытого угля в восточном направлении. До этого времени предпочтения РЖД отдает Кузбассу и Якутии. Однако правительство Хакасии предприняло значительные усилия, чтобы добиться некоторых преференций и для республики, бюджет который терпит миллиардные убытки.
В Кемерово обсудили стратегию вывоза твердого топлива из Хакасии
Более подробную информацию по телефону сообщил 19rus.info министр экономического развития РХ Виктор Богушевич.
- На сегодняшний день не только проблема с вывозом угля существует в Хакасии. Сегодня не могут вывезти свою сыпучую продукцию и "Бентонит", и "Барит", которые тоже пользуются полувагонами.
По углю, к сожалению, был упущен момент, когда были пиковые цены на экспорт угля. Я считаю, что правительство Российской Федерации упустило выгоду, не только наш регион. Понятно, что мы с Бурятией пострадали больше всех. Мы вывезли на 50,4% ниже, а Бурятия на 40% ниже. Это нам дало потерю налоговых поступлений в бюджет в районе 3,6 млрд руб. за год. Мы могли их получить, но, к сожалению, из-за того, что угольные компании не смогли продать свой уголь, вывезти его на экспорт, они недополучили доходы, а бюджет республики - налоги.
Сейчас цена на уголь упала. Если она доходила до 220-230 долларов за тонну, то сейчас в районе 158-ти. Дай бог, чтобы мы в декабре вывезли на уровне декабря прошлого года хотя бы. Это будет уже хорошо. Но по ноябрю - мы как никогда за все периоды не вывезли угля меньше.
В Москве глава Хакасии совместно с заместителем Ириной Войновой и угольными компаниями проводили встречу, где присутствовали РЖД, Минтранс и Минэнерго. Затем я лично ездил в Минэнерго и Минтранс. У нас было много ВКС по этой теме с подключением всех регионов плюс угольные компании. На уровне Андрея Белоусова, (первый зампредседателя правительства РФ) Петра Бобылева (первый замминистра Минэнерго), ФАС. У ФАС очень много вопросов в части прозрачного распределения заявок на вывоз угля. Ведомство до сих пор не понимает прозрачности, как и мы в целом. РЖД пыталось говорить, что наши угольные компании не заявляются на вывоз, но заявок подается очень много.
Вот эта вся работа, которая проводилась с июня, дала свой результат, и Белоусов принял определенное решение. Конечно, не то, что мы хотели. Это на уровне среднего значения 2018-220 годов. Мы считаем, что 18 год нельзя брать в приоритете, так как только-только начиналось развитие угольной отрасли. Мы хотели, чтобы это был 19-20 годы, тогда на 1 млн тонн было бы больше с вывозом на восток. Но при условии, что нам 9 с половиной млн тонн согласуют на следующий год, умножая на коэффициент пропускной способности в восточном направлении.
Правительство России не препятствовало вывозу, оно пыталось найти какие-то пути решения, потому что очень вырос спрос в восточном направлении. И у нас есть правила недискриминационного доступа, где есть распределение по важности груза. К сожалению, уголь был на 6-й позиции. Мы просили его передвинуть на 3-4 позицию, чтобы как раз в пике высокой стоимости угля Российская Федерация могла получить дополнительные доходы. Потому что угольные компании тоже платят в бюджет РФ. Но, к сожалению, РЖД не смогли обеспечить той пропускной способности в восточном направлении, и понятно, что угольные компании не недополучили сверхдоходы и уплатили меньше налогов.
Предложения правительство Хакасии готовило не один раз, мы их озвучивали и Белоусову, и Шульгинову, и Савельеву, и РЖД. Было все-таки принято решение сейчас разработать прозрачность по заявкам. Этим будет заниматься антимонопольная служба России совместно с РЖД. Как только это все сделают, будет какая-то прозрачность и понимание, кто как повезет. Мы надеемся, что нам в декабря хотя бы дадут вывезти еще 3 с половиной млн тоны угля, чтобы дополнительно до конца года получить дополнительные налоговые поступления в бюджет.