Станет грустно и тревожно - прочитайте мемуары Сэмюэля Пипса, английского джентльмена из 17 века. Он был сыном портного, а потом стал Президентом Королевского научного общества, членом Парламента, секретарем Адмиралтейства.
Он и в Тауэре посидел по навету завистников, и любимую жену похоронил, и Лондонскую чуму пережил. Дружил со знаменитыми людьми того времени. Уважал науку. И свои наблюдения заносил в дневник искренне и честно.
Тогда в Лондоне была чума. По некоторым сведениям, четверть жителей погибла; по другим - куда больше. Некоторые умные люди просто накупили припасов и забаррикадировались в своих домах. И пережили эпидемию.
Были и благородные поступки: один господин, сосед Пипса, заболел и сам заколотил двери в свой дом, отказавшись от помощи. Чтобы никто не пришёл и не заразился.
Из чумного дома спасли единственного не заболевшего ребёнка. Хотя строго-настрого запрещалось что-то передавать и контактировать, но ребёнка передали добрым людям и спасли.
Сам Пипс споткнулся о тело умершего от чумы человека. А потом нанял карету, а кучеру стало дурно - он чумой заболел, видимо. И пришлось идти пешком по чумному городу, а потом ужинать и спать. Что же поделаешь, такие времена! Даже парик не купить. Потому что парики изготавливают из волос умерших от чумы, бывает такое.
Но этот Пипс не заболел. И дома у него все остались здоровы. Повезло ему. Может, потому, что у него был легкий, хоть и вспыльчивый характер. Много интересов в жизни. Много друзей. Цели были - карьеру делать и богатеть, он же из бедности вышел. Заботиться о жене, он ее очень любил, хоть они и дрались. Впрочем, тогда это было обычным делом, как и чума.
Ещё Пипс верил в Бога и в Провидение. И увлекался наукой. Наблюдал с интересом жизнь. И боялся смерти, но не слишком. Потому что в страхе нет никакого прока, если никак не можешь повлиять на ситуацию.
Это хорошее чтение, воодушевляющее и поучительное. Если не забывать, в какой обстановке жил этот Сэмюэль Пипс. Незлобивый, ревнивый, вспыльчивый, отходчивый, любопытный, в меру добродушный, следящий за модой, любящий деньги, но все же добрый и искренний джентльмен из 17 века. Человечный. Потому и читать интересно. Чума прошла, наступили другие испытания. Такова жизнь.
Он не боялся жить. Но и старался как-то защититься в меру возможностей от смерти. Жить ему нравилось. Может быть, это самое главное - чтобы нравилось жить…
Анна Кирьянова