Ученые считают, что надо довести до ума все заявленные энергетические проекты в Приморском крае и Дальнем Востоке в целом, а потом уж начинать мечтать об атомной станции.
Замминистр энергетики РФ Евгений Грабчак заявил, что Правительстве вновь прорабатывается проект о строительстве атомной станции в нашем крае. Мнения ученых о том, почему сегодня АЭС в Приморье лучше не возводить, несмотря на очевидные успехи в атомной отрасли страны, а если делать, то на основании серьезных экономических расчетов, представляет канал " Босфор Восточный".
ДФО безъядерный
В общей сложности на АЭС России в эксплуатации находятся 38 энергоблоков (включая два реактора плавучей атомной теплоэлектростанции) суммарной установленной мощностью 30,6 ГВт. В основном, на АЭС России продолжают работать энергоблоки (ВВЭР-1000 и -400; РБМК-1000, ЭГП-6 и другие), разработанные еще в СССР, за исключением трех современных ВВЭР-1200 (сегодня они действуют на Ленинградской, Нововоронежскойи Белорусской АЭС) и двух КЛТ-40С на ПАТЭС. Буквально вчера Россия поставила КНР первую партию оборудования для китайской АЭС "Сюйдабао", находящейся в провинции Ляонин.
В настоящее время доля атомной генерации превышает 20% от всего объема выработки электроэнергии в стране. Основная часть АЭС расположена в европейской части России. При этом в Европейской части страны доля атомной энергетики достигает 30%, а на Северо-Западе – 37%. Исключения составляют - Белоярская АЭС на Урале и Билибинская АЭС на Чукотке, работающая в изолированной энергосистеме.
На Дальнем Востоке есть очевидные успехи по его превращению в радиационно-безопасный регион: транспортировка для переработки отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок на ПО «Маяк» (Челябинская область),вывоз последних компактных радиоизотопных термоэлектрических генераторов, создание на ДальРАО Регионального центра кондиционирования и долговременного их хранения. На Чукотке установлена плавучая атомная теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», однако иного крупного прорыва в сфере ядерных энергетики не произошло, несмотря на ничтожно малую долю электроэнергии в ДФО, производимой на АЭС (около 0,4%).
Новая АЭС – это хорошо забытая старая
Проектам возведения атомной станции в Приморском крае атомной электростанции тоже не одно десятилетие. В 1995 году была создана Приморская АЭС и подчинена Министерству РФ по атомной энергетике. До 2002 г. должность директора строящейся Приморской АЭС в объединенной Дирекции Дальневосточных АЭС занимал приморский ученый, член-корреспондент Академии инженерных наук Российской Федерации, член Международной Энергетической Академии Геннадий Липатников. Под постройку станции в то время предлагали 7 площадок, но перспективными назвали территории под Дальнереченском и Арсеньевом (не ближе, чем 33 км от крупного города).
Спустя пять лет после учреждения данный проект переподчинил концерну "Росэнергоатом", который и закрыл дирекцию в 2002 году. Это случилось на фоне очень высокой стоимости проекта ($1,2-2 млрд) и очевидного негатива со стороны приморцев.
Вновь к вопросу о постройке атомной станции в Приморье вернулись в предатэсовские годы. Постановление "Об утверждении схемы территориального планирования Приморского края" и строительства атомной электростанции мощностью 1000 МВт в районе Находки подписал Сергей Дарькин. Однако АЭС вновь не случилось.
Заявления замминистра Евгения Грабчака осенью 2021 года в который раз реанимируют острую проблему возведения АЭС в нашем крае. Хотя уже сегодня ясно, такой объект достаточно дорог. Так, в Белоруссии за российские кредиты была возведена АЭС «Островецкая» за $11 млрд. От подписания соглашения о сотрудничестве в строительстве АЭС между российским главой правительства Владимиром Путиным и президентом Белоруссии Александром Лукашенко с 2011 года по 2020 год, прошло 9 лет. Окупить станцию планируют за 20 лет.
Киловатт в час, вырабатываемый современный АЭС, также не дешев. Стоимость генерации электроэнергии на АЭС складывается в основном из сложности технологии производства энергии и требований безопасности к станциям такого типа, она будет равна 6-9 руб. за кВт x час. За привычные нам в Приморье киловатт x час от ТЭЦ приходится платить 4-7 руб.
На китайцев и канадцев надеяться не стоит
Профессор кафедры атомных станций и возобновляемых источников энергии, доктор технических наук Уральского федерального университета Владимир Велькин уверен, что наша страна сегодня в передовиках среди представителей мировой атомной отрасли.В России прямо сейчас строятся атомные блоки к станциям на 22-х площадках, а за рубежом возводит 26 блоков, включая Египет, Турцию, Китай, Индию и Бангладеш.
Та же американская Westinghouse Electric в течение 34-х лет на территории своей страны не построила ни одного реактора. Это, как минимум, говорит о том, что заокеанских соседей сегодня не существует современного референтного ядерного реактора, который бы был испытан на собственной территории. У нас такой реактор есть - ВВЭР 1200 – водоводяной энергетический реактор (первое слово - тип теплоносителя, второе - тип замедлителя). Это, пожалуй, единственный реактор, так сказать, постфукусимского дизайна, который надежно можно рекомендовать для любого региона мира. Уже через три года после трагедии на Фукусиме российские атомщики учли все пробелы японских реакторов, усовершенствовали ловушку расплава топлива, а также расположение регулирующих стержней реакторов, поясняет доктор наук.
Поэтому предложение канадцев, которые в свое время предлагали возводить в Приморье ядерный реактор для АЭС на тяжелой воде, вряд ли можно было признать целесообразным. С одной стороны, топливо для таких станций не надо обогащать (в Канаде нет обогатительных комбинатов, такую технологию они предлагали и нам), а в России такие технологии и производства существуют. Этот канадский проект мог бы стать для нас как крючок для рыбы, мы бы заглотнули его и сидели бы много лет на их топливе.
Владимир Велькин говорит, что в профессиональных кадрах для российских АЭС и для Приморской, в частности, недостатка не будет. В последние годы по всей стране и в Уральском федеральном университете также по нарастающей идет набор студентов по специальности «атомная энергетика, проектирование и эксплуатация атомных станций». Однако для работы АЭС нужны и теплотехники, и электрики, и гидрологи, и сейсмологи. и др. Вузы Дальнего Востока и ДВФУ смогли бы предоставить такие кадры. Весь персонал для АЭС должен быть собран за три года до завершения строительства атомной станции.
Какой тип станции был бы предпочтителен в Приморье и целесообразен для ее промышленности, или как и канадцы нам надо ориентироваться на Китай? Владимир Велькин отмечает, что в КНР без того существует глобальная программа по развитию атомной энергетики внутри страны. Наши соседи к 2035 году вполне обгонят США по работающим атомным реакторам. Если у Соединенных штатов сегодня 112 ядерных реакторов, ресурс которых практически исчерпан, то в КНР уже работают относительно новых 50 блоков. Россия тоже имеет хорошие перспективы, находясь на третьем месте по количеству ядерных блоков на АЭС (37). «Мы готовы наращивать мощности в России и дальше, но для такой энергии должен быть обоснованный потребитель. Поэтому решение о строительстве АЭС в Приморье должно быть облечено не просто в желание некого чиновника, а выступать как решение Росатома», - считает Владимир Велькин.
Директор Департамента ядерных технологий Института наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН Иван Тананаев также полагает, что расценивать Китай как потенциального потребителя атомной энергии из Приморья надо очень разумно. Если энергосистема КНР не сможет удовлетворить ошеломительный экономический рост в стране, который и в период пандемии составляет 2-2,5%, и обратиться к северному соседу, то возникают вопросы: окупится ли строительство АЭС в обозримое время за счет китайских денег? Не откажется ли Китай в последний момент от приморской энергии, как отказывается в 2020 году от экспорта минтая?
АЭС нужна экспертиза
По мнению Ивана Тананаева, необходима взвешенная оценка со стороны многих ведомств и экспертного сообщества о том, насколько будет востребована генерируемая АЭС энергия в ДФО. В «Схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.08.2016 № 1634-р, атомные станции отсутствуют (в отличие от более десяти тепловых электростанций и одной гидроэлектростанции общей мощностью более 5 ГВт). Необходимо внимательно изучить перспективную программу развития Дальнего Востока, оценить, каких целей удалось достичь за последние годы? Подобную экспертную группу возможно создать и при ДВФУ.
Экспертная группа могла бы оценить промышленный потенциал Приморья в части востребованности генерации энергии от новой АЭС, помня историю замораживания около 30 проектов строительства АЭС в период Советского Союза. Полезным также рассмотреть вопрос наличия сегодня профессиональных подрядчиков для строительства, а также кадров, способных возводить сложные сооружения.Может быть сегодня более рачительным для Приморского края стали вложения не на строительство АЭС, а на замену энергосетей с 80%изношенностью?
С точки зрения Ивана Тананаева, сегодня необходимо увидеть новый инновационный«ядерный» потенциал Приморья и Дальнего Востока.Именно здесь был получен огромный опыт по выводу из эксплуатации ядерных объектов использования атомный энергии, реабилитации загрязненной территории. Найдены решения и созданы технологии, позволившие окончательно вывезли на Урал, все 80 млн кюри радиоактивности, осуществить сбор и транспортировку на захоронение источники энергетического обеспечения.
В этой связи на вопрос - что мы еще можем сделать в перспективе, ответ на поверхности – используя созданную инфраструктуру Приморья (причалы, разгрузочные механизмы,развязки железной дороги) транспортировать на ПО «Маяк» для переработки топливо с АЭС «Фукусима»! Без вывоза отработавшего ядерного топлива проблему реабилитации площадки и территории АЭС «Фукусима» невозможно. Эту проблему ничего не лечит, и делать это надо прямо сейчас. В отличие от жидких отходов, который японцы вылили в Тихий океан, так поступить с 20 тыс. твердого ядерного топлива категорически нельзя.
Отработанное топливо с АЭС «Фукусима» может переработать только Россия, поскольку придется иметь дело с поставарийными дефектными, некондиционными сборками, требующими пеналирования. По мнению Ивана Тананаева, на такой проект никто из членов «ядерного клуба» никогда не возьмется в силу отсутствия компетенций. В ином случае не переработанное ядерное топливо будет лежать в Японии десятки тысяч лет, поскольку после распада радиоактивных цезий и стронций, останутся долгоживущие изотопы трансурановых элементов. Конечно, речь идет о возврате в Японию радиоактивных отходов Фукусимы после переработки топлива, однако они вернутся в виде безопасных для захоронения формах взамен дефектных сборок. Вот такой проект гораздо выгоднее для экономики ДФО, чем атомная станция.
… и индустриализация
Руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин также поддерживает коллег во мнении, что для строительства АЭС в крае необходимо увидеть кратный промышленный рост. Это все равно, что заводы «Аскольд», «Варяг», «Изумруд», «Дальзавод», «Дальприбор», «Прогресс» заработали бы сегодня одновременно на полную мощность. О необходимости появления атомной станции в Приморье говорили как раз на излете советской эпохи, когда «на плаву» еще были эти промышленные гиганты, начинались веерные отключения света по всем городам Дальнего Востока. Заместить дефицит электроэнергии в Приморье всегда было сложно, от Зейской и Бурейской ГРЭС надо строить высоковольтные линии на тысячи километров. Но вопрос строительства АЭС исчез с повестки дня сам собой, объем производства упал и не восстановился, население края сокращается, бытовые потребители уезжают.
По мнению Александра Латкина, перспектив увеличения энергоспроса в Приморье в ближайшие 10 лет не предвидится. В то же время модернизация системы энергопроизводства необходима, но важной целью ее должно стать уменьшение энерготарифов для населения и бизнеса Дальнего Востока. В условиях полной непрозрачности нашей государственной статистики и тарифов мы не знаем, что окажется дешевле - постройка атомной электростанции и электричество ей вырабатываемое или модернизация Лучегорской, Артемовской ГРЭС и Владивостокской ТЭЦ.
Строительство АЭС в этом контексте должно дать не только экологические гарантии, но и гарантии для населения со стороны Правительства, что энерготариф в Приморье и на Дальнем Востоке сократится на определенное количество процентов. Люди должны почувствовать выгоду.
В то же время строительство АЭС в крае е в любом случае не логично, если мы заявляем наш регион как туристический и рекреационный. О какой инвестиционной привлекательности тогда может идти речь? Если уж строить атомную станцию на Дальнем Востоке, то на севере Хабаровского края, ближе к Комсомольску-на-Амуре. По большому счету серьезная промышленность осталась только там. Тут можно вспомнить и автобан по побережью от Владивостока до Совгавани, который планировали проложить в советское время. Подобные проекты были взаимосвязаны с развитием глубоководного порта в Ольге и железной дороги от Новочугуевки до Дальнегорска. Подобные проекты и сегодня смогли бы вдохнуть жизнь в северные территории края, считает Александр Латкин.